На основании чего государство изымает земли
Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений. В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.
Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.
При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.
В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.
Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором
В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:
- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования;
- неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется № 101-ФЗ от 24.07.2002, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.
Что грозит нерадивому собственнику
В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.
Неисполнение предписаний Россельхознадзора также является наказуемым и влечет наложение штрафа.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, земли с/х назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.
При этом действие ФЗ № 101 не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Какой штраф за нецелевое использование земельного участка
Пунктом 2 ст. №7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.
Размер участка больше, чем в документах, или документов вовсе нет
В обоих случаях один итог — обвинение в самовольном захвате земли. С этой проблемой часто сталкиваются те, кто пренебрег межеванием. Если границы участка будут расходиться с данными публичной кадастровой карты, то владельца ждут проблемы.
Если же правоустанавливающие документы были получены давно и не сохранились, в некоторых случаях, будет попросту невозможно доказать право собственности на землю.
Будет выписано предписание об освобождении незаконно захваченной земли. Кроме того, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях, гражданину придется заплатить штраф, в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости незаконно занятой земли, а если такая не определена — от 5 000 до 10 000 рублей.
Причины изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения
Согласностатьи №6 ЗК РФ «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» для изъятия земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено два основания.
Ухудшение полезных свойств земельного участка
Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.
Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев:
- снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;
- снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;
- повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;
- снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;
- снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:
- загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
- размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
Земельный участок не используется более 3-х лет
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.
Признаки неиспользования земельного участка с/х назначения
Регулировать отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, был призван федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В результате длящегося недобросовестного использования земель сельхозназначения постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 369 был установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а именно:
Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляет Россельхознадзор, проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок.
Учащаются случаи внеплановых проверок Россельхознадзора по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельного участка собственниками.
В результате выявленных нарушений должностными лицами Россельхознадзора собственникам и арендатором земли выдается предписание по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.
Причины изъятия земельного участка для строительства
- На основании статьи 284 ГК РФ неиспользование земельного участка для строительства в течение 3-х лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды.
- Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность.
Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но и влечет серьезные риски утраты права на земельный участок.
Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд
- Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.
- Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
- Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.
Куда жаловаться на нецелевое использование земли?
Как происходит установление факта нецелевого использования земельного участка? Земля особо контролируется государством. Соблюдение условий закона касаемо использования участка, а так же уточнение местоположения границ земельного участка подлежит тщательному отслеживанию особенного комитета, которым может служить местная администрация вместе с управлением Ростреестра.
Установление факта нецелевого использования земельного участка может начать осуществляться:
- Если заявление написано соседями или председателем садоводческого некоммерческого товарищества.
- При проверке государственных лиц.
- При установлении факта нецелевого использования земельного участка, территория может визуально определиться как не использующаяся.
Если земельные участок не используется по назначению, то возможно сделать акцент на их бесхозности, добиваясь признания этого статуса через судебное заседание (подробнее о других судебных спорах с землей вы можете узнать по ссылке — рассмотрение земельных споров с нашим адвокатом). После чего процедура использования земли для вас упрощается.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео с дополнительными советами по составлению жалобы по инстанциям
Как могут изъять земельный участок под недостроем
В соответствии с № 171-ФЗ от 23.06.2014 для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.
Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.
В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.