Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.
В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.
Разберем подробней отличия этих двух законов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков. Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены. | Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок для участников. Основное правило: компания обязана лично разработать собственное Положение о закупках. В этом положении должны быть описаны требования к участникам и способы определения поставщика. Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика. |
223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия
Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.
44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции.
223-ий закон создан для особых заказчиков:
- Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
- Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
- Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
- Унитарных предприятий, признанных государственно важными.
Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.
223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.
Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.
Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:
Федеральный закон №44-ФЗ | Федеральный закон №223-ФЗ |
Какие виды закупок предусмотрены | |
При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования. |
Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа. |
На каких ЭТП публикуются тендеры | |
| Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется. |
Какой тип ЭЦП необходим | |
Усиленная неквалифицированная. | Усиленная квалифицированная. |
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта | |
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. | На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках. |
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену | |
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. | Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении. |
Какие есть особенности описания предмета закупки | |
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. | Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку. |
Где узнать сроки подачи заявок | |
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. | Прописываются заказчиком в Положении. |
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки | |
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. | Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением. |
Возможно ли изменение условий контракта | |
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. | Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки. |
У каких поставщиков есть приоритет | |
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций | У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов. |
Предусмотрены ли особые условия | |
| Не предусмотрены. |
Заказчики
44-ФЗ | 223-ФЗ |
|
|
Участники закупок
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ в части требований к участникам закупки, увидим из следующей таблицы.
Участники | Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Заказчики | Государственные органы. Государственные корпорации (Роскосмос, Росатом). Любые ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет бюджетных средств. Казенные учреждения | Компании, имеющие долю участия государства в своем капитале более 50%. Субъекты естественных монополий. Организации, ведущие регулируемую деятельность (газо-, тепло-, водоснабжение и пр.). Бюджетные учреждения, ГУПы, МУПы, осуществляющие закупки за счет собственных средств либо грантов |
Поставщики | Юридические лица (исключение — офшорные компании). Индивидуальные предприниматели. Физические лица | Юридические лица. Индивидуальные предприниматели. Физические лица. Коллективные участники |
Преференции участникам
44-ФЗ | 223-ФЗ |
От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. |
Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров. Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2021 начнет действовать для всех. |
Способы закупок
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Существует множество способов отбора победителей:
| Обязательны всего два вида процедур:
В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок. Заказ у единственного поставщика возможен, но для этого нужно отразить основания таких закупок в положении. |
Виды процедур
44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.
Виды процедур по 44-ФЗ:
- конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
- электронный аукцион;
- закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
- запрос котировок, в том числе в электронной форме;
- запрос предложений;
- закупка у единственного поставщика.
223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.
Электронные площадки
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Восемь федеральных ЭТП:
Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. | Существует более 300 коммерческих ЭТП. Самые известные их них:
Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет. На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке. |
Планирование закупок
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Планирование в два этапа:
Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru. |
Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. |
Срок размещения и содержание извещения
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например:
Содержание извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ. Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения. | Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней. Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках. Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением. |
Результаты торгов
Победитель торгов должен подписать контракт в установленный срок: на ЭТП (при электронном аукционе) либо на бумаге. Участникам торгов стоит изучить их результаты по протоколу закупки, а именно:
- количество участников и цены, которые они предлагали;
- насколько снизилась цена (в процентах);
- кто был признан победителем.
Узнайте у победителя, насколько часто он побеждает в закупках этого заказчика, конкурентна ли предлагаемая им цена, возможен ли сговор. При наличии подозрений не стоит больше терять время на закупки этого заказчика.
При проведении анализа закупок по итогам конкурса можно понять причины проигрыша, узнать, чего вам не хватает: лицензий, квалифицированных кадров, опыта. Это поможет провести корректировку стратегии при участии в следующих торгах.
В течение десяти дней после того как объявят победителя, все участники имеют возможность обжаловать итоги тендера в ФАС. Если выявят серьезные нарушения, то результаты закупки будут отменены.
Теги: закупки,
13 сентября 2016
Количество просмотров: 7480
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 4,5/5 — 6 голосов
Похожие статьи:
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (141)
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (137)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (127)
Комментарии ()
- Боря 19 марта 2021, 20:55 0
Очень полезноответить
Отчетность, предоставляемая заказчиками
44-ФЗ | 223-ФЗ |
На официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчик обязан разместить:
| Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:
|
Обеспечение исполнения контракта
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Победитель конкурса или аукциона обязан финансово обеспечить контракт, вне зависимости от его цены. Размер обеспечения от 5 до 30% начальной максимальной цены контракта. Поставщик выбирает способ обеспечения. Это либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо предоставление банковской гарантии. В случае, если используется банковская гарантия, она должна быть выдана уполномочены на это банком и быть внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru. | Если требования по обеспечению есть, то оно должно быть прописано в Положении о закупках. |
Что регулирует ФЗ 223
В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т.д. На первый взгляд, правила по ФЗ 44 и по ФЗ 223 очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов опытные поставщики разбираются, чем отличается ФЗ 44 от ФЗ 223. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать собственные условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. ФЗ 223 направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.
С 1 апреля вступают в силу изменения закона №223, которые относятся к тендерам для МСП (452-ФЗ от 22.12.2020):
- изменен порядок проведения конкурса в электронной форме;
- появились требования к заявкам;
- уточнено, какие сведения запрашивать у участника.
Подробнее: «Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ в 2021 году».
Также расширяется перечень заказчиков и Минфин наделяется функцией мониторинга закупок.
С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены договора. На корректировку Положения дали 90 дней (86-ФЗ от 05.04.2021).
Обжалование действий заказчика
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Жалоба возможна, в законе даже прописан алгоритм действий. Заявление нужно подать в письменном виде в ваше территориальное отделение ФАС. Жалоба должна быть опубликована в течение 2 рабочих дней на zakupki.gov.ru. Еще 5 дней она рассматривается и выносится решение. | Жалобы на заказчиков рассматриваются в ФАС. Сроки подачи жалобы нужно выяснять из Положения о закупках. Комиссия также будет опираться на это положение и на Гражданский Кодекс РФ. Просчитать риски можно заранее, посмотрев жалобы на заказчика в реестре жалоб на официальном сайте. |
Жалобы и расторжение контракта
Обжалование действий заказчика | |
Закон № 44-ФЗ | Закон № 223-ФЗ |
Алгоритм подачи жалобы прописан в 44-ФЗ. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение. | Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного — в течение 1 месяца |
Расторжение контракта | |
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке (см. «Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ» и «Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон»). Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. | Заказчик прописывает все условия в своем положении о закупках. |