Новые сроки оплаты контракта по 44-ФЗ в 2021 году


Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг по 44-ФЗ (ст. 34 44-ФЗ). Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить все существенные и несущественные условия в проекте контракта.

Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1205 сократило максимальный срок оплаты поставленных ТРУ с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Данная норма распространяется на торги, в которых:

  • участники входят в перечень, обозначенный в ч. 5 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо являются субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • все исполнители представляют собой субъекты МСП;
  • заказчик требует привлечь к проведению работ субподрядные организации, являющиеся субъектами МСП.

Данное постановление начало действовать 01.01.2020 г. и распространяется на закупки, проводимые после этой даты.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы оплата товара по 44-ФЗ прошла в Казначействе, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

ДокументКогда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услугОформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизыПриемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладнаяОформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты работ по 44-ФЗ в 2021 году составляют не более 30 дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

ВАЖНО!

В мае 2021 года опубликовали постановление правительства № 667 от 28.04.2021. В ПП РФ № 667 указано, сколько дней на оплату по контракту по ФЗ 44 отводится федеральным заказчикам, — 10 рабочих дней. По новому правилу, все получатели средств федерального бюджета обязаны оплатить поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в течение 10 рабочих дней после подписания документов о приемке.

Это не все нововведения. В постановлении № 667 разъясняется, в какой срок заказчик обязан оплатить выполненные обязательства поставщика по декабрьским контрактам: если исполнение госконтракта выпадает на 1-20 число декабря, то оплата проводится не позднее 1 рабочего дня до окончания финансового года с обязательным соблюдением лимитов бюджетных обязательств. Если госконтракт исполнят с 21 по 31 декабря, то есть во второй половине декабря, обязательства оплачивают в следующем финансовом году в рамках лимитов ЛБО следующего года. Новые правила касаются всех декабрьских госконтрактов, за исключением соглашений:

  • по обороне и госбезопасности страны;
  • на поставку товаров, работ и услуг в соответствии с пп. «в», «г», «л» п. 11 положения из ПП РФ № 1496 от 09.12.2017;
  • на поставку товаров, работ и услуг по п. 20, 40, 41, 46, 52 и 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • по охране, аренде, коммуналке и другим платежам по обслуживанию зданий, которые заключают для обеспечения нужд заказчиков сроком до 31 декабря включительно.

Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта

Просрочка оплаты заказчиком по контракту 44-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Если заказчик оказался в подобной ситуации в первый раз, его должностное лицо будет оштрафовано на 30–50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по контракту 44-ФЗ может привести к отстранению должностного лица заказчика от работы на 1-2 года.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 началом срока оплаты считается дата подписания бумаг о приемке работ. Данное правило не зависит от особенностей ТРУ.

В качестве примера здесь можно привести решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом торгов в данном случае стал ремонт автомобильной дороги. По условиям соглашения, исполнитель должен был получить средства за работу по такой схеме:

  • оплата этапа – в течение 30 дней после подписания документов о приемке, а именно акта КС-2 и справки КС-3;
  • окончательный расчет не дольше 30 дней с момента введения дороги в эксплуатацию.

Контролеры отметили, что срок оплаты не может отсчитываться с момента сдачи объекта в эксплуатацию.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки и в течение 10 рабочих дней для федеральных заказчиков.

Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

  1. Проверяйте текст соглашения, чтобы не допустить ошибок при выставлении сроков оплаты. Для СМП/СОНО они составляют 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). Закон позволяет выбрать меньший срок, то есть временной отрезок не более 15 рабочих дней.
  2. Данный период времени не должен зависеть от поступления средств на соответствующую статью расходов, ввода объекта в эксплуатацию. Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует такую информацию об оплате контракта по 44-ФЗ: исполнитель должен получить положенную ему сумму в течение 30 дней после проведения приемки и подписания соответствующих документов. Другие сроки здесь не допускаются.
  3. Для каждого этапа работ должен быть установлен срок оплаты. Если заказчик укладывается в 30 дней после подписания первого документа о приемке, а поставщик за это время успевает сделать несколько поставок, допускается их одновременная оплата. Если заказчик не укладывается в месяц, лучше подготовить график поставок и оплаты контракта по 44-ФЗ.
  4. Не забывайте убедиться, что срок окончательного расчета в документации соответствует графику оплаты работ – подробности можно уточнить в предписании Новосибирского УФАС от 22.09.2017 № 08-01-400. Помните, что сроки, указанные в тексте договора, не могут вступать в противоречие со сроками, установленными 44-ФЗ.
  5. Заказчик имеет право уменьшить сумму оплаты по контракту на размер начисленной неустойки, если соответствующее условие содержится в соглашении.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44-ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Вот пример контракта с выплатой аванса.

Но есть постановление правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Условия государственных контрактов об оплате: какие жалобы участников ФАС признает обоснованными


Рассмотрим некоторые условия оплаты государственных и муниципальных контрактов. Какие жалобы участников ФАС может признать обоснованными, а какие оставить без внимания

Многие исполнители муниципальных и государственных контрактов оказывались в такой ситуации, когда поставка товара проведена, услуги оказаны, работы выполнены, а денежные средства от заказчика не поступают. И вот в мае 2021 г. в нормы Закона № 44 были внесены изменения, сократившие срок оплаты государственных контрактов с СОНО и СМП до 15 рабочих дней. С остальными исполнителями заказчиков обязали проводить расчеты в 30-дневный срок.

Для заказчиков такие изменения стали сплошной головной болью, поскольку помешать оплатить товар либо работы им могут самые разные обстоятельства: распорядители не довели средства, или неотложные нужды потребовали экстренных трат. Как выйти из этого положения? В проекте контракта заказчики стали прописывать условия расчетов, которые удобны им. Да и подстраховаться никогда не помешает. Вот такая подстраховка в текстах контрактов может привести к наложению штрафных санкций на заказчиков со стороны ФАС.

Какие условия расчетов по госконтрактам ФАС считает незаконными и налагает штрафы на должностных лиц заказчиков

  1. С СОНО и СМП необходимо проводить расчеты в специально установленные сроки – в течение 15-дней (учитываются рабочие дни). Пример. Университету нужно было провести ремонт кровли. Для осуществления работ решено выбрать подрядчика из числа СОНО или СМП. На разбирательстве в ФАС специалист заказчика по закупкам утверждал, что он не знал об изменениях в законодательстве и новых сроках расчетов с подобными участниками. Если бы закупка проводилась для всех, то нарушения бы не было. Однако к закупке были допущены лишь некоммерческие организации и представители малого бизнеса. В проекте контракта прописано, что расчеты с подрядчиком будут проведены в 30-дневный срок после подписания акта приемки. Однако такой срок при закупках по Закону № 44 (ст. 30, ч. 8) не соответствует правилам контрактной системы. Именно на это было указано в решении ФАС по Республике Коми № 04-02/6130 от 27 июня 2021 года.
  2. Заказчик заплатит своевременно, если в бюджете будут средства. Пример. В сентябре 2021 г. администрация объявила о проведении аукциона на поставку водогрейных котлов и их установку. Расчет с победителем торгов обязались произвести в два этапа. На первый этап отвели 10 календарных дней, а оставшаяся от 3 млн. руб. сумма должна быть выплачена до 31.12.2016 г. Контролеры не обратили внимания на опечатку с годом. Однако прописанная в проекте госконтракта оговорка о перечислении денежных средств «…при их поступлении в бюджет Листвянского Муниципального округа» явилась одной из причин возбуждения дела. Контролеры разъяснили, что заказчики планируют проводить закупки только после доведения до них объема прав в суммовом выражении. Контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, а их оплата производится в пределах лимита бюджетных обязательств. Закупка не может быть спланирована и проведена, если нет лимитов. Поэтому условие, касающееся наличия средств в бюджете, не соответствует правилам контрактной системы (решение Иркутского ФАС № 1021 от 9 октября 2021 года).
  3. Заказчик произведет оплату в срок, который отсчитывается с момента проведения платёжек через казначейство. Пример. Учреждение проводило аукцион на работы, касающиеся строительства автомобильной дороги. В проекте госконтракта был указан верный срок –30 дней с момента подписания акта приемки КС-11. Однако следующий пункт содержал уточнение, что срок оплаты определяется датой, когда платежные документы проведут через казначейство. Контролерами указано, что проект контракта нарушает ст. 34, ч. 13.1 Закона № 44 (решение Курского ФАС № 244/2017 от 15 сентября 2021 года).
  4. Заказчик проведет оплату через 30 дней после ввода объекта в эксплуатацию. Пример. В соответствии с проектом госконтракта, заказчик планировал произвести текущий платеж в 30-дневный срок после подписания справки КС-3 и акта КС-2. Окончательный расчет он хотел произвести в 30-дневный срок после того, как объект введут в эксплуатацию. Вывод контролеров: не следует отсчитывать срок с момента, когда объект будет введен в эксплуатацию, в проекте контракта содержатся два различных срока оплаты (решение Тамбовского ФАС № РЗ-332/17 от 6 сентября 2021 года).
  5. Срок заказчик считает в банковских днях. Пример. Казенное учреждение не отреагировало на срок, оговоренный в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44, и для составления проекта контракта применило старый шаблон. В соответствии с ним, оплатить работы подрядчику собирались в течение 30-ти банковских дней со дня подписания актов по форме КС-2 и КС-3. Этот срок превышал максимально допустимый. По этой причине жалоба была признана обоснованной (решение Белгородского ФАС № 363-17 от 18 сентября 2021 года).
  6. Заказчик проведет оплату в течение 30 рабочих дней. Пример. При разработке проекта госконтракта заказчиком было установлено, что окончательные расчеты с поставщиком (оплата в размере 70 процентов от всей суммы контракта) будут проведены в течение 30 дней (рабочих) со дня подписания акта приемки жилых помещений. Поскольку законом предусматривается условие о сроке оплаты услуг в течение 30 календарных дней, контролеры решили, что условие, касающееся оплаты заказчиком услуги в течение 30 рабочих дней, противоречит требованиям ст. 34, ч. 13.1 Закона № 44 (Постановление Омского ФАС по делу №03-10.2/29-2018/7.30 о применении штрафных санкций).

Случаи, когда ФАС не усматривает нарушений в условиях госконтрактов об оплате

Минфин РФ разъяснил, что контракт и документация не должны содержать условий об отсрочке либо рассрочке оплаты поставщику. Заключать дополнительные соглашения к контракту, регулирующие сроки оплаты, также нельзя (письмо Минфина РФ № 24-03-08/70438 от 26 октября 2021 года). Однако есть формулировки и условия заказчиков, не вызывающие претензий у контролирующих органов.

  1. Заказчик отсчитывает срок в банковских днях, и они не превышают максимально допустимого срока. Пример. В проекте контракта заказчик поставил условие: работы будут оплачены в течение 10 банковских дней после подписания акта приемки. Участник посчитал, что данная формулировка противоречит статье 34 части 13.1 Закона № 44 и направил жалобу в Антимонопольную службу. Сославшись на судебную практику, контролеры отметили, что законодательство не содержит понятия «банковский день». И если в договоре сторонами не уточнено это понятие, срок исчисляется в календарных днях. В данном проекте контракта это понятие не было уточнено, значит, заказчиком не нарушен обязательный срок оплаты (решение Липецкого ФАС № 316м/17 от 27 сентября 2021 года). Срок оплаты работ в банковских днях не допускается устанавливать, если момент их отсчета указан неправомерно. К примеру, условие «со дня поступления средств на счет Заказчика, но не позже 31.12.2017 г.» контролеры посчитали нарушением (решение Марийского ФАС № 02-02/57-17 от 16 ноября 2017 года).
  2. Заказчик произведет расчет с исполнителем после выплаты неустойки. Пример. Заказчик закупал токарные станки в рамках целевой программы в соответствии с Законом № 44. В проекте контракта было прописано, что полный расчет будет проведен в 10-дневный срок с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Условились, что этой датой считается день подписания сторонами акта приемки товаров. Для себя же заказчик предусмотрел право рассчитаться после уплаты неустойки при условии просрочки поставщиком поставки товара. Такое условие один из участников аукциона посчитал ограничением и направил жалобу в ФАС. Однако он не явился на заседание комиссии, а доказательств того, что его права ограничивают, предоставлено не было (решение ФАС № 17/65114/17 от 13 сентября 2021 года).
  3. Из оплаты по госконтракту заказчик вычтет неустойку. Пример. В условиях контракта была прописана обязанность заказчика оплатить подрядчику работы после погашения им начисленной неустойки. Еще в одном пункте проекта контракта указано, что заказчик вправе удерживать пени и штрафы в бесспорном порядке. Комиссии ФАС заказчик пояснил, что такой порядок не отменяет 30-дневный срок, который установлен в проекте контракта. Заказчик своевременно расплатится, однако вычтет из оплаты сумму неустойки. Контролеры решили, что жалоба не имеет оснований (решение Мурманского ФАС № 06-10/17-225 от 14 августа 2021 года).
  4. По каждому этапу госконтракта заказчиком определен свой срок оплаты. Пример. Для пристройки к школе здания был объявлен аукцион. Срок выполнения строительных работ – до 31.12.2018 г. В контракте на возведение объектов капитального строительства должно содержаться условие о том, что выполненные подрядчиком работы оплачиваются поэтапно. При этом обязательный для всех сторон срок оплаты действует на отдельные этапы выполнения контракта. В поданной жалобе указано, что документация не устанавливает этапы и сроки оплаты работ в 2021 г. Однако уполномоченный орган пояснил, что, в соответствии с графиком, работы, которые нужно выполнить в 2017 г., будут приняты и оплачены в 30-дневный срок, но только в начале следующего года. Новосибирской ФАС доводы из жалобы не приняты (решение ФАС № 08-01-339 от 21 августа 2021 года). Также стоит обращать особое внимание на сроки окончательного расчета, указанные в графике оплаты работ и документации. При их несоответствии либо противоречии друг другу контролеры вынесут предписание (решение Новосибирского ФАС № 08-01-400 от 22 сентября 2017 года).
  5. Подрядчику дают 15 рабочих дней на расчет с СОНО и СМП. Пример. Администрацией выставлено требование о привлечении к выполнению контракта субподрядчиков из числа СОНО и СМП на 20 процентов от его общей цены. В ФАС поступила жалоба на документацию. Заявителем указано, что проект контракта должен содержать типовые условия, оговоренные в правительственном постановлении № 1466 от 23 декабря 2016 года и устанавливать 15-дневный срок расчета с субподрядчиками. Однако контролеры имели свою точку зрения. Оплатить субподрядчику работы за 15 рабочих дней обязан не заказчик, а подрядчик, заключающий договор субподряда. Заказчиком не проводится закупка специально для СОНО и СМП, а это значит, что установленный им 30-дневный срок расчета является правомерным.

Теги: ФАС, жалобы,

30 марта 2018

Количество просмотров: 4241

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 5/5 — 4 голосов

Похожие статьи:

  • ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (166)
  • Суды: государственный заказчик не принял обеспечительную гарантию – банк не имеет оснований удерживать комиссию (150)
  • ВС России разобрался, с какой даты считать срок исковой давности при изменении цены государственного контракта (145)

Комментарии ()

Написать комментарий

Специальные сроки для СМП

Из общего правила имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНКО. Для них предусмотрена оплата по госконтракту по 44-ФЗ — 15 дней (рабочих) после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальный срок оплаты СМП по 44-ФЗ (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, ПП РФ № 1205 от 18.09.2019). Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлены сроки оплаты: 30 календарных дней — в общем случае, 15 рабочих дней — для СМП и СОНКО, 10 рабочих дней — для федеральных заказчиков. Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ

Такое значимое условие, как сроки оплаты контракта по 44-ФЗ, подвергалось изменениям с 2021 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для любых участников торгов, кроме СМП или СОНКО. Для последних он был сокращен в два раза, то есть – не более 15 рабочих дней.

После внесенных в 2021 году поправок сроки оплаты не изменились, но в законе появилось новое условие. Теперь если другой нормативно-правовой акт устанавливает отличающиеся от 44-ФЗ сроки, оплата должна производится в соответствии с нормами специального НПА. Поэтому заказчикам рекомендуется не торопиться вносить в проект контракта стандартную фразу по оплате, а изучить НПА, относящиеся к предмету соглашения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]