Неустойка в 44-ФЗ
Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.
В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.
В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.
Перед судом все равны
В Калининградской области бюджетный долг снизился за последние полтора года с 500 миллионов до 214 миллионов рублей. По мнению регионального бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, отчасти это произошло благодаря новым штрафам, отчасти — более активной позиции региональных властей и контрольно-надзорных органов.
— Теперь главное — не останавливать законодательную работу, — подчеркивает Георгий Дыханов. — Необходимо сделать так, чтобы чиновники, сформировавшие долги, несли персональную ответственность перед предпринимателями. Приведу конкретный пример. Калининград-ская строительная компания, которая возвела в регионе физкультурно-оздоровительный комплекс, детский сад, очистные сооружения и еще несколько важных объектов, сейчас находится в банкротном состоянии из-за не оплаченных вовремя бюджетных контрактов. Даже если чиновники, спровоцировавшие кризис, заплатят в бюджет штрафы, предпринимателю это не поможет.
Чтобы ввести персональную ответственность заказчика перед подрядчиком, потребуется целый комплекс по-правок в федеральные нормативно-правовые акты. На эту законодательную работу уйдут годы. Но есть и реформы, которые дадут быстрый позитивный эффект и которые можно провести достаточно оперативно. Речь идет, к примеру, о равных правах предпринимателей и чиновников в глазах суда.
— Государственный или муниципальный орган власти не должен платить пошлину, чтобы инициировать судебное разбирательство с подрядчиком, — продолжает Георгий Дыханов. — Чиновники этим активно пользуются и обращаются в суд с различными претензиями, чтобы оттянуть оплату контракта. Даже если суд в итоге признает претензию необоснованной, заказчик никакой ответ-ственности не понесет. А предприниматель все время, что длится разбирательство, будет сидеть без денег. Как мне кажется, судебные процедуры должны быть платными и для органов власти, и для предпринимателей. И те, и другие в данной ситуации выступают как стороны хозяй-ственной деятельности. Чтобы бюджет выделил деньги на оплату пошлины, чиновникам придется обосновывать необходимость обращения в суд. А затем нести ответственность, если трата бюджетных средств окажется неэффективной.
Нормативные правовые акты
Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:
- В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
- В 44-ФЗ: ст.34.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.
В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.
В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.
14 августа 2021 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.
- Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
- Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
- Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:
10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.; 1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.
Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:
10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.; 1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.
Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.
- Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.
Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.
Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.
Просрочка оплаты по контрактам повлечет за собой наложение штрафов
С 6.08.2017 введены штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты поставщикам. Это делано для соблюдения заказчиками 30-дневного срока оплаты, действующего с мая текущего года.
С 6.08.2017 введены штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты поставщикам. Сделано это для того, чтобы заказчиками соблюдался составляющий 30 дней срок оплаты, действующий с мая текущего года. Расскажем о размерах штрафов, которые будут действовать, а также о том, какие сроки оплаты нужно соблюдать заказчикам при работе с различными категориями поставщиков для того, чтобы избежать штрафных санкций.
Кого и на какие суммы будут штрафовать в случае несоблюдения сроков оплаты
Теперь штрафовать заказчиков будут за нарушение ими сроков, а также порядка оплаты. Также наложение штрафных санкций предусмотрено за просрочку оплаты авансовых платежей. При этом контролерами будет применяться ст. 7.32.5 КоАП. Она введена Законом № 189 от 26 июля 2021 г.
Стоит обратить внимание на то, что штраф за просрочку авансирования и оплаты составит 30 – 50 тысяч руб. Штрафные санкции будут налагаться на ответственных за оплату должностных лиц. При однократном нарушении предусматривается только уплата штрафа, а при повторном нарушении ответственное лицо может подвергнуться дисквалификации на 1 – 2 года.
Сроки проведения расчетов с поставщиками
Законом от 01.05.2017 № 83, вступившим в действие с 1 мая 2017 г., изменены сроки расчетов с поставщиками. Теперь, если поставщик является СМП либо СОНО, оплата должна быть проведена позже 15-го дня (рабочего), который следует за днем подписания приемочного документа. Что же касается остальных поставщиков, с ними надо будет произвести расчет в течение 30 дней (календарных).
Как считать сроки в рабочих и календарных днях
Сроки расчета с СОНО и СМП исчисляются в рабочих днях, а при расчетах с прочими поставщиками берутся календарные дни. С поставщиками СОНО и СМП срок расчета начинается в день (рабочий), который следует за днем подписания приемочного документа. С прочими поставщиками срок начала отсчета – календарный день, который следует за датой приемки. При этом выходные включаются в календарные дни.
Когда нужно произвести расчет с СОНО и СМП
Если поставщиком выступает СОНО либо СМП, то заказчик должен провести оплату не позже 15-го дня (рабочего), который следует за днем подписания приемочного документа. Условия контракта с СОНО и СМП должны содержать уточнение, что срок оплаты исчисляется в рабочих днях. Данное условие применяется лишь при заключении прямых контрактов с СОНО и СМП. Если же они выступают в качестве субподрядчиков, то расчет производится на общих условиях, то есть не позже 30-го дня (календарного) со дня подписания приемочного документа (постановление Правительства № 1466 от 23 декабря 2016). Таблица № 1. Сроки оплаты предприятиями малого бизнеса
Поставщик | Сроки оплаты | |
1. | СОНО и СМП – прямой контракт | 15 дней (рабочих) |
2. | СОНО и СМП – субподряд | 30 дней (календарных) |
Когда проводить оплату остальным поставщикам
Для остальных поставщиков крайним сроком оплаты является 30-й день (календарный) со дня, который следует за подписанием приемочного документа. При выпадении крайнего срока оплаты на выходной день ее можно провести в ближайший день (рабочий), следующий за ним. Для исполнителей, осуществляющих поставки в сфере безопасности и обороны, срок оплаты устанавливается Правительством.
Таблица № 2. Срок оплаты прочим поставщикам
Поставщики | Срок оплаты | |
1. | Прочие | 30 дней (календарных) |
2. | Прочие (в сфере безопасности и обороны) | Устанавливается Правительством |
Теги: штраф,
25 августа 2017
Количество просмотров: 7207
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 5/5 — 6 голосов
Похожие статьи:
- Конституционный суд РФ разобрался, можно ли привлечь по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за просрочку исполнения государственного контракта (87)
- ФАС России разъяснила вопросы по включению информации в Реестр недобросовестных поставщиков (85)
- Правительство РФ определило, когда закупку у единственного поставщика необходимо согласовывать с ФАС России (83)
Комментарии ()
- Владимир 19 марта 2021, 14:34 0
Какой порядок оформления штрафа на ответственного лица за задержку подписания Акта выполненных работ и оплату выполненных работ, который введен в КоАП РФответить
- Эффективные технологии 19 марта 2021, 15:47 0
Владимир, добрый день! Для того, чтобы на заказчика был наложен штраф по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП за нарушение срока и порядка оплаты работ, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в контрольный орган в сфере закупок.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе (ч. 2 ст. 23.66 КоАП): — руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители; — руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители; — руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители; — руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители; — руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.
Согласно Письму Минфина России N 24-04-06/55025, ФАС России N РП/59080/17 от 25.08.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок» и ст. 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях при нарушении срока и порядка оплаты за ТРУ. При этом от имени контрольных органов в сфере закупок, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, жалобу на нарушение срока и порядка оплаты Вы можете направить: в территориальное УФАС или в центральный аппарат ФАС (для закупок уровня федерального бюджета это единственный вариант), либо, если это закупка уровня субъекта РФ или местной администрации — то найти контрольный орган в сфере закупок исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, и обратиться в него.
Так как это достаточно новая норма в законодательстве (и, честно говоря, у нас тоже нет практического опыта в привлечении заказчика к административной ответственности на неуплату), мы готовы составить такое заявления для вас только за то, чтобы иметь возможность написать об этом другим читателям. Если предложение интересно, напишите на почту А вот реальный опыт взыскания долгов с заказчиков через суд у нас достаточной большой, в этом можем помочь.
ответить
Написать комментарий
Виды неустойки
В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.
- Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
- Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.
В проект заказчики включают:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.
Неустойка по контракту — за счет суммы обеспечения
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Валерия Счетчикова и Алексей Александров объясняют, может ли государственный заказчик в случае неисполнения обязательств поставщиком удержать в счет подлежащих уплате сумм неустойки его денежные средства, перечисленные в обеспечение исполнения контракта.
Вправе ли заказчик удержать с поставщика, в случае ненадлежащего исполнения последним своих обязательств по контракту, неустойку (пени, штраф) за счет денежных средств, перечисленных заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта? Если да, то в каком порядке производится такое удержание, и за какое именно нарушение его возможно применить?
Согласно ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее — контрагент) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом).
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Однако ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни иными нормативными актами не регламентирован порядок возврата суммы обеспечения, равно как и порядок взыскания неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В отсутствие четкого правового регулирования вопрос о возможности удержания заказчиком части переданных ему контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта денежных средств в счет подлежащих уплате контрагентом сумм пени (штрафа), к сожалению, не имеет однозначного ответа.
Предусмотренный ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ способ обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет нигде в тексте этого Закона не именуется залогом, в отличие от утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором аналогичный способ обеспечения исполнения контракта именовался залогом. Поэтому, на наш взгляд, указанный способ обеспечения исполнения контракта должен рассматриваться как особый, не поименованный в ГК РФ способ обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ). В связи с этим нет никаких оснований для того, чтобы применять (кроме как по аналогии) к указанному способу положения гражданского законодательства о каких-либо иных способах обеспечения исполнения обязательств.
В судебной практике можно обнаружить примеры признания правомерным удержания заказчиком тех или иных сумм (санкций, убытков и т.п.) из перечисленной ему контрагентом обеспечительной суммы ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.01.2015 N Ф08-9866/104, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 N 15АП-21743/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 N 04АП-5761/14).
Полагаем, что удержание заказчиком неустойки (штрафа, пени) за счет перечисленной контрагентом суммы обеспечения контракта в отсутствие судебного акта может считаться правомерным только в случае признания контрагентом соответствующего долга либо в случае, если такое удержание предусмотрено соглашением между заказчиком и контрагентом (смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 N 08АП-10345/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 N 04АП-5140/14, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 N 15АП-10269/14). В иных случаях нельзя исключить, что подобное удержание заказчиком сумм пени (штрафа) из перечисленной ему контрагентом обеспечительной суммы может быть признано неправомерным. Косвенно сказанное находит подтверждение и в письме Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805, где указывается на то, что частичное или полное удержание суммы обеспечения осуществляется в соответствии с условиями контракта.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание следующее. Гражданское законодательство, устанавливая общий принцип необходимости надлежащего исполнения обязательств (ст. 309 ГК РФ), предоставляет возможность выбора одного из способов прекращения обязательства, предусмотренных главой 26 ГК РФ, в числе которых — прекращение обязательства зачетом встречных однородных требований (ст. 410 ГК РФ).
Напомним, что зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения (п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ). В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Как следует из указанной ст. 410 ГК РФ, для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 информационного письма от 29.12.2001 N 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» разъяснил, что статья 410 ГК РФ не требует, чтобы предъявляемое к зачету требование вытекало из того же обязательства или из обязательств одного вида. Для прекращения обязательства зачетом заявление о зачете должно быть получено соответствующей стороной (п. 4 указанного информационного письма). Для подтверждения данного факта организации следует направить такое требование заказным письмом с уведомлением о вручении либо зарегистрировать его как входящую корреспонденцию у контрагента.
Таким образом, обязательства контрагента по уплате неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и обязательства заказчика по оплате исполненного по контракту в силу ст. 410 ГК РФ могут быть прекращены по заявлению одной из сторон (полностью либо частично). Возможность такого погашения встречных однородных требований сторон государственного (муниципального) контракта подтверждает и судебная практика (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 N 03АП-2849/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 N 18АП-6125/14). Разумеется, в случае несогласия с размером исчисленной заказчиком неустойки контрагент сможет обратиться в суд с соответствующим требованием (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2013 N А60-2225/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 09АП-16900/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 N 03АП-4416/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 N 13АП-12653/14).
Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ.
На правах рекламы
Как рассчитать заказчику?
При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2021 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:
- Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
- Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.
В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:
1/300 Ст * Ц * Д, где:
Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;
Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
Д – количество дней просрочки.
Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2021 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.
По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:
- по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:
(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;
- по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:
(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;
- в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:
(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;
Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:
1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.
В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.
Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):
Цена контракта (руб.) | Штрафы в % отношении к цене контракта |
Менее 3 млн. | 10 |
3-50 млн. | 5 |
50-100 млн. | 1 |
100-500 млн. | 0,5 |
500 млн.-1 млрд. | 0,4 |
1-2 млрд. | 0,3 |
2-5 млрд. | 0,25 |
5-10 млрд. | 0,2 |
Более 10 млрд. | 0,1 |
Если исполнитель относится к СМП – см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи
Когда стоимость контракта ниже и выше НМЦК – также см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи.
Для нарушения нестоимостных обязательств штрафы начисляются в виде фиксированной суммы от цены контракта, и неважно, относится исполнитель к СМП или нет:
Цена контракта (руб.) | Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Исключения из правил
Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:
- на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
- на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
- если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
Теги: пени, штрафы, 44-ФЗ, пример расчёта,
08 апреля 2016
Количество просмотров: 23165
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 0/5 — 0 голосов
Похожие статьи:
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (166)
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (146)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (134)
Комментарии ()
- сергей 03 мая 2021, 12:26 0
Подскажите, а если контракт ушел в минус во время проведения электронного аукциона (предложение за право заключения контракта), какую сумму штрафа по Постановлению Правительства 1063 должен писать в контракте заказчик?ответить
- Семён 03 мая 2021, 14:47 0
Здравствуйте, Сергей! Рекомендуем в этом случае также руководствоваться методикой расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, которая оговорена в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств» — т.е. в зависимости от предложенной цены контракта, пусть даже он на повышение. В этом случае можете также сослаться на пункты 3 — 5 указанных Правил.
ответить
- Юлия 13 апреля 2021, 16:31 0
Подскажите, по контракту ( где заказчик- бюджетная организация) поставщик просрочил поставку машины. Заказчик составил и отправил претензию, где неправильно рассчитали сумму пени, как заказчику исправить ошибку?
ответить
- Эффективные технологии 13 апреля 2021, 16:41 0
Юлия, здравствуйте! Если Вы интересуетесь как заказчик, то рекомендуем направить повторное письмо поставщику, в котором указать, что в предыдущем письме за №___ от такой-то даты была допущена ошибка (опечатка), и просите оплатить пени в указанном ниже размере + приложить верный расчет. Или же можете подождать ответа Поставщика, в котором он сам укажет на допущенные ошибки. Но если вы затем пойдете в суд за взысканием при отсутствии добровольной оплаты, то действовать нужно по первому варианту, так как поставщик может Вам не ответить. Если же Вы поставщик — составьте свой расчет пени, в котором укажите на допущенные ошибки, и направьте его заказчику.
ответить
Как рассчитать поставщику?
В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).
Цена контракта (руб.) | Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.
В этом случае используется та же формула, что и для расчета неустойки для исполнителя:
1/300 Ст * Ц * Д
Например: Стоимость контракта – 300 тыс. руб. Исполнитель относится к СМП, а значит, заказчик должен оплатить работу в 15-дневный срок после итоговой приемки. А заказчик произвел оплату только через 30 дней (по общим основаниям), т.е. опоздал на 15 дней. Рассчитываем по формуле:
(1/300 * 6,25%) * 300 000 * 15 = 937,50 руб.
Онлайн калькулятор
В помощь лицам, заключающим договоры, разработан специальный онлайн калькулятор для исчисления штрафов и пеней. В интернете их много, рассмотрим на примере сайта dogovor-urist.ru.
Калькулятор находит сумму неустойки по введенным в окно параметрам:
— Сумма задолженности; — Период просрочки; — Доля от ставки ЦБ; — Применение процентной ставки и др.
Важный момент! С 10 февраля 2021 г. ключевая ставка ЦБ РФ понижена и составляет 6%.