Почему не нужно бояться подачи жалобы в ФАС


В каких случаях можно пожаловаться в ФАС на заказчика?

Спорные ситуации между заказчиком и участником закупок могут быть разнообразными.

Например, подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ возможно в следующих случаях:

  • нарушены положения закона о госзакупках в отношении обеспечения контракта – заказчик может выдвигать необоснованные требования к виду обеспечения;
  • заказчик незаконно отказал компании или предпринимателю в допуске к торгам или препятствует исполнению контракта;
  • заказчик «искусственно» ограничил количество участников закупки путем формирования требований, отраженных в закупочной документации;
  • в документацию о закупке включены положения, согласно которым участники должны предоставить сведения или документы, предоставление которых не является обязательным в силу закона.

Это далеко не полный список тех нарушений, которые могут быть допущены заказчиком и обжалованы в ФАС. Понять, как действовать в той или иной спорной ситуации с заказчиком, поможет профессиональный юрист по 44-ФЗ. Обращение к юридическому специалисту по госзакупкам нашей компании поможет вам добиться справедливости и отстоять честное имя своей компании.

Закон позволяет обжаловать любому участнику закупки действия/бездействия не только самого заказчика, но и следующих лиц:

  • специализированной организации;
  • комиссии по осуществлению закупок;
  • членов комиссии по осуществлению закупок;
  • должностных лиц контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • оператора электронной площадки.

Обратите внимание! Ваша жалоба в ФАС не может являться основанием для отказа в судебном обжаловании действий заказчика. Это означает, что если вас не устроит решение антимонопольной службы по вашему вопросу, вы можете с тем же вопросом обратиться и в суд.

Как оформить жалобу в ФАС

Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.

Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.

Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.

При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения.

Сроки для обжалования результатов закупок по 44-ФЗ в ФАС

Обжаловать в ФАС действия/бездействия заказчика, нарушающие ваши права и интересы, можно в любое время сразу после размещения в ЕИС плана закупок. Но есть и ограничительные сроки. Так, нужно успеть подать жалобу не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС:

  • для конкурса — протокола рассмотрения и оценки заявок;
  • для запроса котировок — протокола рассмотрения и оценки заявок;
  • для запроса предложений – протокол запроса предложений;
  • при определении поставщика закрытым способом – отсчет ведется от даты подписания соответствующего протокола.

Обжаловать положения документации о закупке можно до даты, когда заканчивается срок подачи заявок.

При проведении электронного аукциона нарушения можно обжаловать в любое время определения поставщика и в период аккредитации на электронной площадке. Ограничительный срок – не позднее 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола по такому аукциону.

Если обжаловать нужно положения документации по аукциону, то уложиться необходимо до окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе.

Если нарушения в действиях заказчика связаны с заключением контракта, то жалобу в ФАС нужно подать до даты его заключения.

Куда направлять жалобу на заказчика по 44-ФЗ?

Жалобу можно подать в территориальный орган ФАС РФ. Найти данные о нем можно на официальном сайте антимонопольного органа.

На сайте ФАС РФ (https://fas.gov.ru/) выберете вкладку – Территориальные органы.

Далее выберите УФАС России по вашему субъекту, например Архангельское УФАС России.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

В ФАС закупки и прочие вопросы рассматривают по стандартному алгоритму. Жалобу можно подать в течение десяти дней с момента внесения итогового протокола о торгах в ЕИС. В течение двух рабочих дней заявление регистрируют, а все участники конфликтной ситуации получают официальные уведомления о поступлении обращения, его сути, времени и месте рассмотрения.

Законодательные нормы обязывают представителей ведомства завершить рассмотрение вопроса по существу в течение пяти рабочих дней. В течение трех дней с момента вынесения окончательного решения все участники конфликта получат соответствующие уведомления с обоснованным ответом.

Форма и содержание жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Жалоба в ФАС составляется в письменной форме. В данный документ необходимо включить следующие данные:

  • в отношении лица, действия которого обжалуются – название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если обжалуются действия физического лица, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона (если такая информация имеется);
  • название и фирменное наименование (если есть) компании, а также адрес её местонахождения; если в качестве подателя жалобы выступает физическое лицо, то указываются – ФИО, адрес места жительства. Для физлиц и компаний дополнительно указывается почтовый адрес, номер телефона и факса (если есть);
  • сведения о закупке;
  • описание действий/бездействий заказчик (или иных лиц), а также доводы жалобы;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись представителя лица, подающего жалобу, печать (при наличии) и дата составления жалобы.

Если у вас отсутствует возможность обратиться за помощью к юристу по госзакупкам, а ознакомиться с примером жалобы по 44-ФЗ в ФАС необходимо, то можно зайти на сайт ЕИС. На данном ресурсе публикуются все жалобы, поданные в антимонопольную инстанцию.

Итак, зайдите в раздел Реестр жалоб в ЕИС (https://www.zakupki.gov.ru/epz/complaint/quicksearch/search_eis.html?searchString=&morphology=on). Перед вами будет перечень всех поданных жалоб.

Прежде всего, нас будут интересовать те, которые рассмотрены и признаны обоснованными. Отметка об этом делается в левом верхнем углу. Тот факт, что жалоба рассмотрена, означает, что она была составлена без нарушений, в её форме и содержании были учтены требования закона.

Чтобы ознакомиться с текстом жалобы, достаточно нажать на номер жалобы и среди прочей информации вы найдете и раздел Содержание жалобы..

Подать жалобу можно тремя способами:

  • передать лично в надзорный орган;
  • направить почтой России;
  • переслать по электронной почте (если у вас есть ЭЦП).

Стоит помнить, что ФАС может вернуть вашу жалобу без рассмотрения по существу, если будут допущены следующие ошибки:

  • жалоба не соответствует требованиям ст. 105 ФЗ-44;
  • жалобу забыли подписать или её подписало лицо, полномочия которого не подтвердили документально (например, к жалобе не приложили доверенность);
  • опоздали по срокам с подачей жалобы;
  • обжалуемые действия или бездействия уже были предметом рассмотрения суда или контролирующего органа и по ним было принято решение.

Решение о возврате жалобы ФАС должна принять в течение 2 рабочих дней, а также сообщить об этом в письменной форме её подателю.

Реестр жалоб по Закону № 44

Федеральным законом № 44 предусмотрена необходимость включать в реестр жалоб следующую информацию: о подаваемых в контролирующие органы жалобах и принятых по итогам их рассмотрения решениях, о внеплановых и плановых проверках и принятых по их итогам решениях, а также о выданных предписаниях.

Размещаться реестр жалоб будет в ЕИС. Порядок ведения реестра, который включает, в частности, список размещаемой информации и сроки её размещения, будет утверждаться Правительством России.

Контрольный орган в области закупок в течение 2 дней (рабочих) с той даты, когда поступила жалоба, обязан разместить в информационной системе информацию, касающуюся поступления жалобы, а также её содержание, а затем направить заинтересованным лицам соответствующие уведомления. Информацию о решении, которое было вынесено в отношении жалобы, необходимо в течение 3 дней направить заинтересованным лицам и разместить на ЕИС в реестре жалоб.

Абонемент Школы электронных торгов – это доступ к вебинарам по торгам: по Законам № 44 и № 223 здесь все виды закупок, а также рекомендации экспертов-практиков.

Теги: жалоба в ФАС,

16 мая 2016

Количество просмотров: 1960

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 0/5 — 0 голосов

Похожие статьи:

  • Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (164)
  • Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (137)
  • ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (127)

Комментарии ()

Судебная практика по жалобам в ФАС по 44-ФЗ

Пример 1. ФАС вернул жалобу заявителю на том основании, что в жалобе не был указан почтовый адрес заявителя. Компания обжаловала отказ антимонопольного органа в рассмотрении жалобы в суд. Последний встал на сторону подателя жалобы и признал отказ ФАС незаконным. Суд указал, что в жалобе обществом указан адрес его местонахождения и почтовый адрес, соответствующий адресу регистрации данного юридического лица в ЕГРЮЛ, а также имеются сведения об адресе электронной почты, номерах контактного телефона и факса (Постановление Арбитражного Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. по делу N А45-24942/2014).

Пример 2. Компания не указала в жалобе адрес своей электронной почты и по этой причине ФАС отказала в рассмотрении жалобы. Суд встал на сторону компании и указал, что отказ ФАС был не обоснован. Так как в жалобе были указаны и иные контактные данные компании, позволяющие установить с ней связь — почтовый адрес, телефонный номер и номер факса (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2015 г. по делу N А53-29447/2014).

Пример 3. Если жалоба подписана непосредственно единоличным исполнительным органом компании, то дополнительных документов, подтверждающих его полномочия на подписание документа, не требуется (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2021 г. N Ф06-13179/2016).

Если у вас возникли затруднения при составлении жалобы на действия заказчика, вы можете обратиться за помощью к юристу по 44-ФЗ. Позвоните по телефону и получите профессиональную поддержку:

  • подробная консультация по вопросу подготовки жалобы по 44-ФЗ;
  • составление жалобы в строгом соответствии с требованием закона;
  • направление жалобы в ФАС;
  • контроль рассмотрения жалобы и обжалование незаконного отказа в рассмотрении (при необходимости).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: