Что такое открытый запрос предложений по 223-ФЗ и в чем его отличие от запроса технико-коммерческих предложений?

Главная / Госзакупки / 223 федеральный закон

Назад

Опубликовано: 19.09.2018

Время на чтение: 9 мин

0

520

Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.

  • Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия
  • Законодательное регулирование
  • Разновидности запроса предложений
  • Порядок проведения
  • Документация
  • Сроки проведения
  • Основания для отмены

Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.

Коммерческое предложение

Запрос предложений по 223-ФЗ является формой закупок, которую некоторые путают с запросом предложений коммерческого типа, осуществляемым в процессе мониторинга действующего рынка стороной заказчика.

Во втором случае заявитель определяет начальную максимальную цену, которая впоследствии будет отражена в документации закупочного типа. Согласно правилам запроса предложений по 223-ФЗ, самостоятельно увеличивать заявленную цену заказчик не имеет права.

отмена запроса предложений по 223 фз

При определении верхнего предела суммы заказчики пользуются разными методами. Чаще всего стороны сделок пользуются методикой рыночных сопоставимых цен. Суть данного метода заключается в том, что покупатель узнает цены у нескольких продавцов необходимого товара или услуги. После анализа производится расчет средневзвешенного значения или устанавливается максимально высокая предложенная цена.

Следует помнить, что само по себе представление прейскуранта на товары или услуги еще не является офертой и не обязывает участника тут же заключать договор на тех условиях, которые были ему предложены. Это связано с тем, что цель проведения процедуры анализа – выбор наиболее выгодных для заказчика условий реализации договора в рамках поступившей заявки.

Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия

Запрос предложений как форму закупок следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной максимальной цены контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.

Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик запрашивает цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.

Ответ на запрос заказчика и предоставление ценового предложения не будет считаться офертой и не принуждает участника в дальнейшем заключить договор на предложенных им условиям.

Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.

При запросе предложений как формы закупок своей заявкой участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе. При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.

Запрос предложений

В процессе оформления запроса предложений (по ФЗ № 223) в качестве закупочной формы, подавая заявку, участник подтверждает свою готовность заключить сделку в перспективе. Если он в дальнейшем откажется заключить договор или будет всячески уклоняться от этого, его занесут в специальный реестр, где фиксируются все недобросовестные поставщики.

запрос предложений 223 фз документация

В дальнейшем нахождение в этой группе может негативно отразиться на желании других заказчиков заключать с таким продавцом договоры. Это связано с тем, что перед заключением сделок стороны очень внимательно изучают своих контрагентов для определения более выгодных и надежных партнеров.

Законодательная база

Главный нормативный правовой акт, регулирующий осуществление закупок услуг и товаров заказчиком, а также процесс проведения запроса предложений, — 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Каждая организация-заказчик должна на основании этого документа разработать Положение о закупках, актуальное для данного юридического лица.

Согласно ФЗ № 223, общие правила по запросу предложений определяют, что заказчик в обязательном порядке должен прописать, какие процедуры он использует в процессе выбора поставщиков, предоставляющих нужные ему услуги и товары.

протокол запроса предложений 223 фз

В Положении также прописываются условия выбора запроса по предложениям. Согласно нормам законодательства, существует три варианта закупок:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос различных предложений.

Последний способ не является основным, в отличие от первых двух. Законодательные нормы устанавливают право заказчика на использование сравнительного метода по ценам. После того как способ определения поставщика выбран, его необходимо зафиксировать в плане проведения закупок.

Как и Положение о закупках, план должен быть составлен с учетом всех требований ФЗ № 223 и Постановления № 908, утвержденного Правительством РФ, в котором отражены правила размещения сведений о проводимых закупках в информационной Единой системе.

При размещении сведений важно указать в соответствующей графе плана закупок (способ закупки) вариант проведения закупочной процедуры: аукцион, конкурс или запрос предложений.

Понятие запроса технико-коммерческих предложений

С юридической точки зрения, запрос технико-коммерческих предложений – это специальная процедура, которая проводится заказчиком государственного или муниципального типа для того, чтобы установить не только имеющиеся показатели ценового рынка, но также и для того, чтобы подготовить обоснование начальной максимальной цены контракта или договора при последующем проведении какой-либо закупочной процедуры.

Однако следует отметить, что на основании положений Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрос технико-коммерческих предложений является процедурой мониторинга рынка, которая не обязывает заказчика в будущем провести такую закупку – данная процедура может быть использована только для того, чтобы определить уровень цен, в том числе с целью закладывания определенных видов расходов в бюджет на будущие финансовые периоды.

При этом во всех существующих федеральных и региональных нормативных актах, регламентирующих сферу осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеется правило, что проведение заказчиком запроса технико-коммерческих предложений не является обязательным условием дальнейшего проведения закупки или заключения контракта с тем лицом, которое предоставило наиболее выгодное предложение для такого заказчика. Указанный запрос не обязывает заказчика ни к чему в плане обязательного проведения закупочной процедуры.

Провести запрос технико-коммерческих предложений заказчик может в любой момент времени, когда в этом, по его мнению, возникнет необходимость, либо когда возникает потребность в проведении такого мониторинга.

Преимущества различных предложений

Проведение процедуры запроса предложений (по 223-ФЗ) в закрытой или открытой форме является наиболее предпочтительным вариантом закупок по следующим причинам:

  1. Он отличается от торгов, в связи с чем не регулируется статьями 447-449 в Гражданском кодексе. Таким образом, заказчик не обязан подписывать договор с поставщиком, который предложил наиболее выгодные условия, став победителем в запросе предложений по результатам закупки.
  2. Заказчик имеет право устанавливать в Положении регламент для проведения закупочной процедуры.
  3. Заказчик имеет право отказаться от осуществления закупки в любое время. При этом на него не накладывается обязанность по выплате участникам закупки компенсации (например, по возмещению почтовых расходов на отправку предложений).
  4. Путем проведения запроса переложений заказчик может оперативно подобрать для себя наиболее подходящего поставщика в связи с тем, что период подачи письменных заявок определяет он сам.

Сроки проведения запроса цен

223-ФЗ никак не регулирует сроки проведения запроса цен. Обычно они указываются самим заказчиком в Положении о закупке. Стандартные сроки проведения запроса цен составляют 5-10 рабочих дней.

Сроки проведения запроса цен составляют не более 20 дней. На формирование и подачу заявки участнику отводится не более 7 дней.

Поэтому заказчики обычно предпочитают запрос ценовых котировок, если они ограничены в сроках, и цена является определяющим фактором выбора поставщика или исполнителя.

Алгоритм проведения процедуры

При участии в тендере на электронной торговой площадке, по 223-ФЗ, очень важно, чтобы там на сайте было размещено Положение по закупкам от того или иного заказчика. В этом документе должен быть зафиксирован весь алгоритм осуществления процедуры ознакомления с предложениями поставщиков, а также требования к проведению закупки.

проведение запроса предложений по 223 фз

В Положении отражаются следующие пункты:

  • подача письменных заявок;
  • форма составления предложений;
  • требования к заявкам;
  • отказ от закупки;
  • обеспечение заявок;
  • порядок принятия предложений от поставщиков;
  • критерии оценки и определения победителя;
  • последствия оформления закупки как несостоявшейся;
  • сроки для заключения сделки с победителем;
  • иные условия.

В процессе подготовки Положения по закупкам и регламента проведения запроса предложений, по ФЗ № 223, в открытой или закрытой форме заказчик обязан помнить, что помимо требований указанного нормативного правового акта ему необходимо также соблюдать правила Федерального закона № 135 в области антимонопольной политики.

При выборе в качестве варианта запроса по предложениям в открытой форме заказчик самостоятельно определяет критерии отбора участников. Наиболее удобным вариантом открытый запрос считается в тех случаях, когда заказчика интересуют не только ценовые критерии, предлагаемые поставщиком.

Основным требованием к проведению закупок в форме запроса является соблюдение сроков. Заказчику дается всего двадцать дней для того, чтобы поместить на сайте извещение о желании заключить договор до его подписания с выбранным поставщиком.

Чаще всего запрос вариантов предложений используется в случаях, когда начальная цена договора не превышает десяти миллионов рублей. Кроме того, особой популярностью этот способ пользуется у заказчиков, которые хотят иметь возможность в любой момент отказаться от проведения закупки без обременения.

При выборе способа осуществления мероприятия по закупке заказчики должны ориентироваться на опубликованные на сайте рекомендации Федеральной антимонопольной службы. Специалисты ФАС указывают, что такой вариант заключения сделок наиболее актуален при приобретении товаров для неотложных и срочных нужд, если начальная цена договора небольшая.

Пошаговый алгоритм проведения

Сроки проведения запроса цен законодательно не урегулированы. Обычно они составляют 5-10 дней. Именно поэтому заказчики предпочитают запрос цен, если они ограничены в сроках определения поставщика. Указанные временные рамки заказчику нужно прописать в Положении о закупках по 223-ФЗ.

В закупочной документации заказчику следует отобразить следующие сроки:

  1. Дата начала приема предложений.
  2. Дата окончания приема предложений.
  3. Сроки рассмотрения поступивших ценовых котировок комиссией по закупкам.
  4. Сроки подписания контракта по результатам закупки.

Требования к документам

В обязанности заказчика входит размещение извещения о проведении закупки и закупочной документации в ЕИС.

В ЕИС не размещаются сведения о закупках, которые составляют государственную тайну, а также о тех, по которым было принято решение Правительства. К последним относятся закупки, которые не содержат признаков государственной тайны, но Правительство может посчитать, что сведения о таких закупках не нужно размещать в ЕИС.

В закупочной документации заказчик обязательно прописывает основные требования к закупаемым товарам, работам и услугам. Здесь указывается необходимое качество продукции, условия реализации будущего контракта, а также требования к участникам закупки, включая требования к субподрядчикам и подрядчикам.

При подготовке документации по запросу цен заказчику необходимо прописать НМЦК, включая ее обоснование, и требования к размеру обеспечения исполнения заявки на участие и контракта.

Помимо закупочной документации, в открытом доступе размещается проект будущего контракта. Обычно заказчики прикладывают форму заявки на участие в запросе цен, которая имеет рекомендованный характер для участников. Дополнительно прилагается инструкция по заполнению формы на участие.

В процессе закупки заказчик размещает в ЕИС вносимые в документацию изменения и протоколы рассмотрения заявок на участие и определения победителя. В протоколах указываются результаты рассмотрения заявок и голосования по ним. Если в результате подачи заявок на участие подана только одна заявка, то в протокол вносят данные о признании закупки несостоявшейся.

Со стороны поставщика для участия в запросе цен нужно предъявить:

  1. Заполненную заявку на участие в закупке.
  2. Документы, которые подтверждают соответствие участника установленным требованиям.

Сегодня заявки на запрос цен не передаются в бумажном конверте: только в виде электронного документа.

Для подтверждения своего соответствия установленным требованиям от поставщика могут потребовать:

  1. Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  2. Выписку из реестра СМП (если закупка проводится исключительно среди представителей малого и среднего бизнеса).
  3. Уставные документы на организацию.
  4. Сведения об учредителях и их паспорта, ИНН.
  5. Бухгалтерская и финансовая отчетность.
  6. Справка из ФНС об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
  7. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям: сертификаты, накладные и пр.

Также участником представляется декларация о его соответствии установленным требованиям закупки. Это, в частности, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ненахождение в стадии признания финансовой несостоятельности или ликвидации, отсутствие решений о приостановлении деятельности компании в административном порядке и пр.

Проведение пошагово

Процедура отбора поставщика через запрос цен предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Выявление потребностей в товарах, работах и услугах.
  2. Определение способа закупки с учетом Положения о закупке. Заказчик должен понять, вправе ли он провести данную закупку в формате запроса цен.
  3. Планирование закупки с учетом финансовых и иных показателей поставщика.
  4. Определение требований к предстоящему тендеру.
  5. Формирование документации по закупке, конкретизация требований к объекту закупки.
  6. Публикация в ЕИС извещения о проведении заказа.
  7. Разъяснение условий закупочной документации при поступлении запроса от участников закупки. При необходимости на основании поступивших запросов заказчик по 223-ФЗ вносит правки в положения закупочной документации.
  8. Открытие доступа к заявкам на участие в закупке со стороны оператора ЭТП. Закупка считается состоявшейся при поступлении не менее 3 заявок на участие. В случае если поступило менее 3 заявок, то дальнейший порядок действий определяется заказчиком: он вправе признать процедуру закупки несостоявшейся и подписать контракт с единственным поставщиком, назначить новую закупку, продлить сроки приема заявки или отменить закупку и провести ее в другой форме.
  9. Оценка и рассмотрение поступивших заявок на участие. При отборе заявок, поступивших от участников, наиболее часто заказчик оценивает соответствие заявки требованиям документации, достоверность представленных в заявке сведений, соответствие самого участника закупки требованиям и пр.
  10. Переторжка. Данный этап вводится по усмотрению заказчика, и он допускается только в том случае, если переторжка стала возможной или была указана в качестве обязательного этапа в закупочной документации. К переторжке допускают только тех участников, которых по результатам отборочной стадии признали соответствующими положениям закупочной документации. Переторжка обычно проводится в режиме реального времени.
  11. Определение победителя закупки. Им становится лицо, которое сделало предложение с самой низкой ценой и полностью отвечает требованиям заказчика. По результатам отбора победителя формируется итоговый протокол, который размещается в ЕИС.
  12. Заключение договора с участниками-победителями запроса цен. В закупочном извещении обычно делается уточнение, что запрос цен – неторговая процедура, заказчик не обязан подписывать контракт с победителем по результатам данной процедуры (в отличие, например, от закупки в виде конкурса). Но обычно завершается запрос цен подписанием контракта. Первым его подписывает поставщик, признанный победителем, а затем – заказчик. Сроки подписания договора определяются заказчиком в Положении о закупке, но обычно контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола. В этот период не согласные с результатами закупки вправе обжаловать действия заказчика в ФАС.
  13. Публикация сведений о подписанном договоре в ЕИС.

Разновидности

Согласно ФЗ № 223, при проведении запроса предложений можно охватить неограниченное число поставщиков. В этом случае такая форма закупки будет считаться открытой и доступной для всех желающих.

Принимать участие в закупке открытого типа могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям, указанным в документации по закупке.

В требования к поставщикам включаются следующие условия:

  1. Наличие лицензии, если этого требуют законодательные нормы, или иной вариант соответствия запросам заказчика.
  2. Организация не должна находиться на ликвидационной стадии.
  3. Деятельность поставщика не должна быть приостановленной по правилам КоАП РФ.
  4. Продавец не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Если закупки проводятся в форме закрытого запроса, следовательно, поставщиков приглашают в отдельном порядке. При этом данные о проводимой закупке в Единой информационной системе не размещаются.

открытый запрос предложений по 223 фз

В проведении закрытых запросов могут принять участие только те поставщики, которые прошли квалификационный отбор предварительного типа. Чаще всего такой вариант заключения сделок применяется, если заказчику необходимо приобрести уникальный или сложный с технической точки зрения товар.

В последнее время наиболее частым вариантом проведения закупок является запрос предложений в электронной форме. ФЗ № 223 предоставляется и такая возможность. Кроме того, в ближайшем будущем это будет единственная форма выбора поставщика для заключения договора. А письменный вариант будет отменен, согласно положениям Федерального закона № 503.

Запросы предложений в небумажном варианте осуществляются путем проведения тендера на электронной торговой площадке. 223-ФЗ определяет, что перечень площадок может быть не ограничен определенным списком, как в случае с закупками по ФЗ № 44.

Проведение электронных закупок является более удобным для заказчика в связи с тем, что позволяет автоматизировать всю процедуру выбора контрагента и заключения сделки.

Порядок осуществления

Напрямую механизмы закупок и этапы проведения запросов в Федеральном законе № 223 и других нормативных правовых актах не прописаны. Каждый заказчик самостоятельно устанавливает правила заключения договора, что закреплено третьей частью третьей статьи рассматриваемого закона.

запрос предложений в электронной форме 223 фз

Существует шесть обязательных этапов осуществления запросной процедуры:

  1. Первый этап – разработка условий приобретения услуг и товаров, а также основных требований к поставщикам.
  2. Второй этап – подготовка закупочной документации, размещение извещения о возможности заключить договора в Единой информационной систем. Здесь же фиксируются сроки направления заявок, требования к продавцу и поставляемому товару (услуге), условия выполнения договора и прочие важные пункты. Законодательство допускает возможность направления заказчикам дополнительных сообщений с уточнениями указанных требований, если какие-то пункты непонятны. При этом заказчик должен ответить всем лицам в письменном виде. На этом же этапе можно вносить изменения в извещение, которые тут же публикуются в ЕИС.
  3. Прием и проверка заявок, поступивших от поставщиков. Оценивать поданные предложения можно только по тем критериям, которые указаны в требованиях к закупке, размещенной заказчиком. Это закреплено шестой частью третьей статьи рассматриваемого закона.
  4. Выбор победителя. Поставщик определяется по критерию оптимальности условия исполнения контракта. Если обозначились два претендента с одинаковыми показателями, побеждает тот, кто подал заявку раньше.
  5. Опубликование протокола запроса предложений (по 223-ФЗ это регламентировано) в Единой информационной системе.
  6. Заключение договора с победителем.

Содержание:

1. Понятие запроса предложений 2. Запрос предложений по 44-ФЗ

  • Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ
  • Случаи проведения запроса предложений
  • Сроки проведения запроса предложений
  • Извещение о проведении запроса предложений
  • Внесение изменений в извещение о проведении запроса предложений
  • Документация о проведении запроса предложений
  • Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений
  • Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при проведении запроса предложений
  • Признание запроса предложений не состоявшимся
  • Заключение контракта по результатам проведения запроса предложений
  • Отличие запроса предложений от других закупочных процедур

3. Запрос предложений по 223-ФЗ

Документация

Согласно ФЗ № 223, документация для запроса предложений включает следующие бумаги, составляемые заказчиком:

  1. Извещение о планировании проведения закупки.
  2. Документация по предмету договора.
  3. Проект контракта.

В документации по закупке должны быть указаны все требования к оформлению, содержанию и составу заявок от потенциальных поставщиков. Контрагенты должны представить заказчику следующие документы:

  • анкета заявителя: наименование, реквизиты (ИНН, ОКПО, КПП, номер банковского счета), дата регистрации и прочее;
  • копия Устава;
  • выписка из соответствующего реестра;
  • решение о совершении или одобрении сделки в крупном размере;
  • доверенность на представителя заявителя;
  • сведения о потребительских и функциональных характеристиках услуги и товаров, условия выполнения условия договора и прочее;
  • бумага, подтверждающая факт внесения задатка.

Сроки проведения

Согласно 223-ФЗ, запрос коммерческих предложений вместе с остальными этапами процедуры приема заявок от поставщиков должен быть совершен в течение двадцати дней. Конкретных временных рамок для подачи предложений в законодательстве не установлено.

223 фз тендер электронная торговая площадка

На практике такой срок составляет от пяти до десяти дней со дня публикации информации о закупке в ЕИС. Этап подписания договора также не превышает десятидневный срок. В итоге вся процедура укладывается в двадцатидневные рамки.

Случаи проведения запроса предложений по 223-ФЗ

Данный вид закупок регламентирован определенным порядком, кратко рассмотрим порядок проведения:

1. Составление документов в согласии с Положением о закупке, в соответствии с частями:

  • 9 часть 3.2 статьи;
  • 5, 9 и 10 частей 4 статьи.

В состав документов также входит:

  • Извещение
  • Документы к запросу предложений
  • Проект контракта

Эти документы подлежат публикации в ЕИС не позднее 7 календарных дней до начала осуществления процедуры. Данные документы включают сведения которые регламентированы:

  • 23 часть 3.2 статьи;
  • 9 и 10 частями 4 статьи;

2. Составление протоколов и выбор победителя, регламентируется:

  • 13 и 14 частями 3.2 статьи в Законе № 223-ФЗ.

После чего происходить подписание сделки в соответствие с:

  • 15 частью 3.2 статьи в Законе № 223-ФЗ.

Также организатору запрещается проводить переговоры с оператором ЭТП если это повлечет за собой преимущества одному из конкурсантов запроса предложений, это регламентировано:

  • 9 частью 3.3 статьи в Законе № 223-ФЗ.

Основания для отмены запроса предложений

ФЗ № 223 регламентирует и это вопрос. Заказчик вправе в любой момент до выбора победителя отменить заявку на заключение сделки. При этом он должен тут же поместить эту информацию в ЕИС и скорректировать план-график этой закупки.

Перечень причин для отмены фиксируется в Положении заказчика. Кроме того, отмена может быть осуществлена Федеральной антимонопольной службой, если закупка не соответствует требованиям законодательных норм.

Запрос предложений является наиболее оптимальным вариантам для тех, кто хочет в сжатые сроки приобрести определенный товар или услугу, при этом не неся ответственности за отмену заявки в последний момент.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: