Что такое муниципальная собственность?

Что такое муниципальное жилье и кто может на него претендовать

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, на территории нашей страны выделяют несколько категорий жилых помещений.

Можно назвать следующие категории:

  • специализированное (например, служебное жильё);
  • приватизированное;
  • частное;
  • социальное (к этой категории и относится муниципальное жильё).

Муниципальное жильё — это недвижимость, которая находится в собственности того или иного населённого пункта и выделяется гражданам на основе договора социального найма.

В договоре социального найма в обязательном порядке прописываются права и обязанности нанимателя и наймодателя муниципального жилья

В ЖК РФ (ст. 51) указаны категории лиц, имеющие возможность претендовать на муниципальную жилплощадь:

  • граждане, которые ещё не снимают жилье по договору социального найма (данное условие распространяется также и на членов семьи заявителя. Кроме того, заявитель не должен иметь в собственности недвижимость или быть членом семьи, где имеется владелец какого-либо жилья);
  • граждане, проживающие на площади, при расчёте которой на одного жильца приходится менее 10 квадратных метров;
  • граждане, имеющие недвижимость (или арендующие её по договору социального найма), при условии, что данное помещение не соответствует санитарным нормам.

Выделяют тех, кто вправе получить муниципальную квартиру вне очереди:

  • дети, оставшиеся без родителей;
  • многодетные семьи;
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
  • лица, подпадающие под категорию вынужденных переселенцев;
  • пострадавшие от природных катаклизмов и стихийных бедствий;
  • больные хроническими болезнями или патологиями, опасными для окружения;
  • военнослужащие;
  • ветераны ВОВ.

Для того чтобы стать в очередь на социальное жилье, нужно получить официальный статус малоимущего гражданина (или малоимущей семьи). Документ, который подтверждает основания на право пользования социальным жильём, называется «справка о нуждаемости».

Оформить справку можно в МФЦ или органах местного самоуправления, для этого потребуются следующие документы:

  • паспорта всех членов семьи и свидетельства о рождении несовершеннолетних (если у них ещё нет паспорта);
  • ИНН всех членов семьи (если номер до сих пор не присвоен по какой-либо причине, его надо получить);
  • документы, подтверждающие семейный статус (свидетельство о браке или о его расторжении);
  • документы, подтверждающий социальный статус льготника (свидетельство об инвалидности, удостоверение чернобыльца, свидетельство о статусе участника в ВОВ, удостоверение военнослужащего и т. д.);
  • документ, подтверждающий отсутствие в собственности членов семьи другого жилья;
  • документ, подтверждающий, что имеющееся в собственности жилье признано аварийным или непригодным для жизни (требуется в некоторых случаях).

Для оформления «справки о нуждаемости» участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС понадобится среди прочего и удостоверение чернобыльца

Документы рассматривают в течение 30 дней. После этого заявителя информируют в письменной форме о том, поставят его в очередь на муниципальное жилье или нет. Отказ в обязательном порядке должен быть мотивирован. Если решение положительное, то заявлению присваивается порядковый номер. Стоит быть готовым к тому, что ожидание муниципального жилья затянется на годы.

При аренде муниципального жилья заключается договор социального найма.

Договор социального найма — документ, согласно которому одна сторона в виде муниципального или государственного органа предоставляет нуждающейся стороне жилплощадь на определённых условиях.

По договору социального найма гражданин получает следующие права:

  • пользования жильём;
  • использования всех удобств;
  • возможность приватизации (при определённых условиях).

Стоит иметь в виду, что право собственности на такую жилплощадь у нанимателя отсутствует.

Договор социального найма заключается на неопределённый срок и расторгается только в случае несоблюдения нанимателем правил проживания в социальном жилье.

Состав муниципальной собственности

Собственность муниципалитета включает в себя широкий спектр объектов, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, имущество, которое предназначено для обеспечения решения вопросов, имеющих местную значимость;
  • во-вторых, имущество, которое предназначено для реализации делегированных органам муниципального управления государственных полномочий;
  • в-третьих, имущество, которое обеспечивает деятельность органов муниципального управления и должностных лиц муниципалитетов, служащих муниципалитетов, персонала муниципальных учреждений и предприятий в соответствии с нормативно-правовой базой органа муниципального управления представительного характера;
  • в-четвертых, имущество, которое используется для решения вопросов, находящихся в ведении органов муниципального управления, но не включенных в состав вопросов, имеющих местную значимость;
  • в-пятых, иное имущество, которое предназначено для реализации органами муниципального управления своих полномочий.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Законодательством установлены требования о необходимости перепрофилирования или отчуждения муниципальной собственности, если она распространяется на объекты, не отвечающие целям использования муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства.

Права и обязанности нанимателя

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право:

  • вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;
  • сдавать жилое помещение в поднаём;
  • разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;
  • осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;
  • требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

  • использовать жилое помещение по назначению и только в рамках договора социального найма;
  • обеспечивать сохранность жилого помещения;
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
  • проводить текущий ремонт жилого помещения;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Наниматель муниципального жилья обязуется поддерживать надлежащее состояние занимаемого им помещения

Стоит иметь в виду, что только собственник жилья имеет право его продать. В связи с тем, что жилец муниципальной жилплощади не является собственником, то и права у него такого нет. При этом существует возможность обмена. Однако для этого необходимо получить разрешение наймодателя.

Процедура обмена неприватизированных квартир характеризуется следующими особенностями:

  • при заключении договора не происходит переход права собственности;
  • обмен возможен только при наличии согласия всех совершеннолетних граждан, проживающих в обоих объектах недвижимости;
  • при заключении договора обязательно требуется письменное одобрение от обоих наймодателей, однако их отказ возможен только по основаниям, предусмотренным в ЖК РФ;
  • договор обмена неприватизированных квартир не может иметь возмездный характер, так как наниматели не вправе распоряжаться собственностью и получать за это денежные средства.

Условия, при которых обмен жилыми помещениями по договорам социального найма не допускается:

  • к нанимателю обмениваемого жилого помещения предъявлен иск о расторжении или об изменении договора социального найма жилого помещения;
  • право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;
  • обмениваемое жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях;
  • принято решение о капитальном ремонте соответствующего дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме;
  • в результате обмена в квартиру или дом вселяется гражданин, страдающий одной из тяжёлых форм хронических заболеваний, указанных в ЖК РФ (п. 4, ч. 1, ст. 51).

Как уже говорилось выше, муниципальная недвижимость может сдаваться в поднаём.

Для этого нанимателю необходимо заручиться письменным согласием собственника (муниципалитета) и других жильцов. Сдаваться может часть жилой площади или же всё помещение (при временном выезде нанимателей). Поднаниматель не получает права самостоятельно распоряжаться им и ответственность за его состояние остаётся на нанимателе.

Сдача в поднаём невозможна, если:

  • там уже проживает (либо вселяется) человек, страдающий заболеваниями, которые делают совместное проживание с ним в одной квартире невозможным;
  • отсутствует согласие всех проживающих и муниципалитета;
  • после заселения поднанимателей на каждого жильца приходится менее 10 кв. м. площади.

Кто может проживать в муниципальном жилье вместе с нанимателем

В муниципальной квартире помимо нанимателя могут проживать:

  • супруг/супруга;
  • дети;
  • родители;
  • иные родственники;
  • иждивенцы, которые были вселены как члены семьи.

Вместе с нанимателем в муниципальном жилье могут проживать члены его семьи и другие родственники

Указанные граждане обладают правомочностями на уровне нанимателя. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Временное отсутствие нанимателя или членов семьи, проживающих совместно с ним, не влечёт за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Новые члены семьи нанимателя (например, дети или супруга) регистрируются в квартиру по письменному согласованию с родственниками, которые уже проживают вместе с нанимателем и внесены в договор социального найма.

С целью регистрации иных граждан в качестве проживающих с ним членов семьи потребуется также письменное разрешение от наймодателя. Последний может ответить отказом, при условии нарушения регламентированного норматива площади на одного жильца. Не требуется получения разрешения для вселения только лишь малолетних детей, чьи родители прописаны в муниципальной квартире.

Регистрация ребёнка на муниципальную жилплощадь производится без согласия зарегистрированных в ней и без учёта норм площади. После прописки в муниципальное жильё ребёнок приобретает право на долю в случае его приватизации.

Посторонние лица вселяются временно, не более чем на полгода. Если по каким-то причинам собственник отказывает во вселении, можно обратиться в суд о неправомерности действия. Непостоянное проживание не является причиной на выселение, если исполняются все условия договора. При договорённости вселения нового жильца, его вписывают в договор аренды жилья, и он становится равноправным среди всех проживающих.

Оплата коммунальных услуг

Жильцы муниципальной площади обязаны оплачивать ряд услуг и взносов.

В оплату входит следующее:

  • наём, содержание и ремонт жилья (речь идёт о текущем ремонте);
  • отопление;
  • водоснабжение и канализация;
  • газ;
  • электроэнергия;
  • вывоз мусора;
  • уборка придомовой территории и т. д.

Наниматель муниципального жилья обязан производить оплату коммунальных платежей

Граждане, относящиеся к категории малоимущих, освобождаются от оплаты аренды. Однако оплата коммунальных платежей и содержание помещения входят в их обязанности.

Расчёт тарифов производится по специальной формуле, в которую включена базовая ставка (определяется муниципалитетом), площадь квартиры, коэффициент состояния жилья и его потребительских качеств.

В категорию жилищно-коммунальных услуг не входит капремонт.

Видео: стоимость социального найма

Всё о ремонте

Если квартира не является собственностью человека (он только проживает по договору социального найма), плата за капитальный ремонт муниципальной квартиры ложится либо на муниципалитет, либо на арендодателя. Однако косметический и текущий ремонт осуществляется за счёт средств нанимателя и разрешение муниципалитета на это не требуется.

Косметический и текущий ремонты подразумевают следующие действия:

  • побелку или покраску стен, полов, потолков, радиаторов и оконных проёмов, дверей;
  • оклейку обоев;
  • ремонт инженерных систем внутри квартиры.

Для того чтобы произвести перепланировку, потребуется разрешение местных органов. Это связано с тем, что существует риск нарушить целостность несущих стен.

Форс-мажор с муниципальным жильём

Под форс-мажором понимаются обстоятельства непреодолимой силы, которые не зависят от воли или действий сторон договора. Это могут быть:

  • стихийные бедствия (ураганы, цунами, землетрясения, наводнения и т. д.) или техногенные катастрофы, в результате которых квартира становится непригодной для дальнейшей аренды арендатором;
  • забастовка или военные действия, которые проходят в районе расположения жилой площади;
  • меры, направленные государством на запрет действий, определённых договором аренды жилья.

Если наниматель лишается квартиры в результате пожара или стихийного бедствия, он вправе претендовать на предоставление другого жилья вне очереди. Для этого необходимо обратиться в местную администрацию.

Алгоритм действий может быть следующим:

  1. Получить в местном МЧС справку, в которой будет сказано, что жильё пострадало во время стихийного бедствия или сгорело во время пожара.
  2. Обратиться в ЖКХ, которое должно проверить системы водоснабжения, отопления и электропитания на их пригодность к эксплуатации. По результатам такой проверки ЖКХ выдаёт официальное заключение.
  3. Написать главе местной администрации, в ЖКХ и органы соцзащиты письма с просьбами об оказании материальной поддержки в связи с бедствием, указав в нём ориентировочную стоимость убытков.
  4. После получения указанных выше документов нанимателю необходимо обратиться в местную администрацию с письменным заявлением о том, что в результате пожара он остался без жилья и ему нужна либо компенсация, либо новая жилплощадь. Если в техническом заключении будет указано, что жильё пригодно для эксплуатации, то нанимателю положена только компенсация. Если в этом документе будет сказано, что в пострадавшем муниципальном помещении жить нельзя, то наниматель может рассчитывать на новое жильё.
  5. Далее собираются справки (о доходах, об оплаченных налогах, о составе семьи и т. д.). Они необходимы для того, чтобы нанимателя поставили в очередь на получение новой жилплощади.

Даже если нуждающиеся в новом жилье сделают всё, что требуется от них в такой ситуации, это ещё не гарантирует, что жильё будет незамедлительно представлено. У местных администраций зачастую отсутствует такая возможность. Однако если есть резервный фонд жилых помещений, то нанимателю могут предоставить жильё вне очереди для проживания в таком жилфонде на временной основе.

Приватизация муниципального жилья

Приватизация муниципального жилья является бесплатной передачей в собственность граждан РФ занимаемой ими недвижимости. Приватизированную квартиру (или дом) можно использовать так, как это необходимо её собственнику либо собственникам, что даёт весомое преимущество, поскольку выселить из занимаемого жилья ввиду возникших чрезвычайных обстоятельств законным образом уже невозможно.

Можно выделить основные плюсы приватизации:

  • гражданин получает право полного распоряжения имуществом (сдача в аренду, продажа, обмен);
  • из приватизированного жилья практически невозможно выселить за неуплату коммунальных услуг;
  • собственник имеет право передавать по наследству такую недвижимость;
  • приватизированное жилье может быть предметом договора по кредитному обязательству;
  • появляется возможность по осуществлению законных перепланировок.

Собственник приватизированного жилья вправе распоряжаться им по своему усмотрению

К недостаткам приватизации можно отнести следующее:

  • необходимость уплаты налога на собственность;
  • увеличение размера оплаты за коммунальные услуги (например, за ремонт и содержание общих жилых помещений, капитальный ремонт);
  • усложнённый процесс наследования (при отсутствии завещания, на жильё вправе претендовать все наследники).

Для того чтобы осуществить процесс приватизации жилья, заинтересованный в этом должен удовлетворять определённым требованиям.

В перечень требований входит:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • ранее в приватизации конкретный гражданин не участвовал;
  • сам процесс приватизации будет выполняться добровольно;
  • гражданин включён в договор социального найма;
  • присутствует постоянная регистрация на конкретной жилой площади, причём сам гражданин проживает по указанному в договоре адресу.

Сама процедура участия в приватизации для одного человека возможна только лишь один раз в жизни. Причём то, что ранее в приватизации гражданин не участвовал, понадобится подтвердить документально.

Если гражданин уже участвовал в такой процедуре будучи несовершеннолетним, то он имеет право на повторную приватизацию и после совершеннолетия. Реализовать своё право на приватизацию квартиры могут далеко не все живущие в них граждане, поскольку некоторые жилые помещения приватизировать нелья.

Запрещено приватизировать следующее жильё:

  • признанное аварийным;
  • находящееся в общежитии;
  • расположенное на территориях закрытых военных объектов и полученное гражданами во временное пользование на сроки, непревышающие сроки службы;
  • относящееся к частному либо жилищному общественному фонду;
  • выданное гражданам исключительно для служебного использования.

Все же остальные квартиры и дома, в том числе представляющие архитектурную и историческую ценность, а также нуждающиеся в капитальном ремонте и реконструкции, подлежат приватизации.

Стоит отметить, что в 2021 году правительство нашей страны решило отказаться от сроков бесплатной приватизации жилья. В том же году вступил в силу соответствующий закон.

Поправки о бессрочной приватизации предоставляют гражданам достаточно времени обдумать все преимущества и недостатки процедуры приватизации, чтобы решить, заинтересованы они в ней или нет.

Муниципальная собственность: понятие, структура, функции

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической основы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции РФ не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Статья 50 данного закона определяет, что в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

В собственности поселениймогут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

В собственности муниципальных районовмогут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ;

2) муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования и включает в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления.

Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ), например, в городском округе город Стерлитамак созданы такие муниципальные унитарные предприятия (МУП), как «Электрические сети» «Стерлитамакское специализированное ремонтно-строительное управление дорожно-озеленительных работ», «Межрайкоммунводоканал», «Стерлитамакское троллейбусное управление» и др

.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности.

Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий[10].

Муниципальные учреждения владеют и пользуются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

Муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием.

Муниципальным автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях»)

.

Пример: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им.А.П.Гайдара» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»-общеразвивающего вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и др

.

Муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О некоммерческих организациях»)

.

Пример: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 1» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Радуга» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное учреждение Дворец спорта «СТЕРЛИТАМАК-АРЕНА» и др

.

Муниципальное казенное учреждение – это муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013)).

Пример: Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» создано на основании решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 14.12.2010 г. № 2-14/45з; Муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» создано на основании решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 14.12.2010 г. № 2-14/45з; Муниципальные казенные учреждения «Отдел по молодежной политике Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», «Комитет по физической культуре и спорту Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» и др. Данные учреждения являются некоммерческими организациями, исполняющими муниципальные функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и др

.

Муниципальные учреждения вправе владеть и пользоваться переданным на праве оперативного управления муниципальным имуществом в порядке, установленном законодательством и положениями об этих учреждениях.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Главным отличием казенного учреждения от автономного и бюджетного является то, что муниципальное казенное учреждение создается для исполнения муниципальных функций, а муниципальные автономное и бюджетное – для выполнения муниципальных работ, оказания муниципальных услуг и не вправе исполнять муниципальные функции.

Муниципальные учреждения также имеют отличие и в финансовом обеспечении (См.: нижеприведенную схему).

Казна муниципального образования является главной составляющей муниципальной собственности. Она находится в непосредственном владении и распоряжении муниципального образования.

Необходимо отметить, что понятие «казна муниципального образования» в федеральном законодательстве содержится только в Гражданском кодексе РФ, который лишь рамочно обозначает данное определение (ст.ст. 214, 215 ГК РФ). В иных федеральных законах оно не упоминается, законодательство оперирует лишь понятием «муниципальная собственность» или понятием «бюджет муниципального образования». Вместе с тем, органы местного самоуправления принимают акты, определяющие правовой статус муниципальной казны, её состав, основания включения имущества в казну, общий порядок его учета, содержания и обеспечения эффективности распоряжения объектами казны муниципального образования.

В качестве примера можно привести Решение Совета городского округа город Стерлитамак от 25.04.2006 г. № 5/9з «Об утверждении положения о муниципальной казне городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан»; Решение Городского совета депутатов муниципального образования город Бузулук Оренбургской области от 07.06.2011 г. № 136 «Об утверждении Положения о муниципальной казне муниципального образования город Бузулук Оренбургской области»; Решение Солонцовского сельского Совета депутатов Красноярского края от 30.06. 2011 г. № 14-49р «Об утверждении положения о муниципальной казне муниципального образования Солонцовский сельсовет» и др

.

Объектами, составляющими муниципальную казну муниципального образования, являются:

1) средства бюджета муниципального образования (местного бюджета);

2) недвижимость, находящаяся в собственности муниципального образования и не закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями:

— отдельно стоящие жилые и нежилые здания;

— помещения, встроенно-пристроенные к жилым домам, но не являющиеся объектами жилого фонда, согласно действующим правовым актам и актам органов управления муниципального образования (нежилые помещения);

— жилые помещения, доли в жилых помещениях и отдельные комнаты в них;

— муниципальная доля в нежилых помещениях единого комплекса недвижимого имущества, находящегося в общей доле собственности собственников помещений;

— земельные участки, иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности муниципального образования;

— предприятия (имущественные комплексы);

— строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные сооружения);

— иные недвижимые вещи.

3) движимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями:

— машины, станки, оборудование, товарные запасы, запасы сырья и материалов;

— ценные бумаги;

— обязательственные права муниципального образования в отношении хозяйственных обществ, приобретенные им в связи с участием в образовании имущества данных юридических лиц;

— иные имущественные права муниципального образования;

— объекты интеллектуальной собственности муниципального образования, в том числе исключительные права на них;

— архивные фонды и архивные документы;

— программные продукты и информационные базы данных;

— иные движимые вещи.

Итак, муниципальная казна муниципального образования создается в целях укрепления материально-финансовой основы, сохранения, рационального и наиболее эффективного использования муниципальной собственности, используемой для социально-экономического развития муниципального образования, увеличения доходов местного бюджета, обеспечения населения жизненно необходимыми товарами и услугами, привлечения инвестиций и стимулирования предпринимательской деятельности на территории муниципального образования.

Муниципальная собственность выполняет две основные функции.

Первая состоит в том, что муниципальная собственность служит основой экономической самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость хозяйством соответствующей территории как единым целым. Наличие муниципальной собственности закрепляет за местным самоуправлением исключительное право монопольного производства некоторых продуктов и услуг и выполнения работ именно для данного территориального сообщества. Обеспечение населения товарами и услугами через муниципальный сектор экономики осуществляется часто по более низким ценам, для частных предприятий, а иногда и на бесплатной основе. Причем непосредственное производство муниципальных благ опосредуется регулирующей ролью социальных институтов, что и позволяет говорить об общественной природе данной формы собственности. Наличие муниципальной собственности способствует укреплению позиций местного самоуправления и позволяет сформировать для жителей данного территориального сообщества тот набор доступных благ и льгот, который не будет ущемлять их гражданские свободы и поддерживать приемлемый уровень жизни на данной территории.

Втораяфункция муниципальной собственности заключается в том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. Обеспеченность муниципальным жильем, функционирование детских и образовательных учреждений, местные льготы при оплате коммунальных услуг, целевая поддержка нуждающихся и малообеспеченных позволяют поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей на данной территории. Следовательно, наличие муниципальной собственности выступает необходимым условием защищенности отдельных членов территориальной общности и выступает гарантом демократически организованного государства.

Итак, муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования.

Выселение

Процесс выселения граждан из муниципального жилья регулирует ст. 60 ЖК РФ.

По закону инициаторами выселения гражданина из муниципальной квартиры могут быть следующие лица:

  • наймодатель, то есть собственник помещения — обычно это администрация населённого пункта;
  • органы жилищной инспекции — по итогам контроля эксплуатации жилых помещений и соблюдения правил использования таковых;
  • проживающие в одном помещении или бывшие члены семьи нанимателя — в случае ущемления прав или грубом обращении;
  • соседи по дому — при систематическом нарушении общественных правил и норм.

Расторжение договора социального найма может осуществляться во внесудебном и судебном порядке.

Внесудебное расторжение договора возможно в трёх случаях:

  • когда это происходит по соглашению сторон, т. е. между нанимателем и наймодателем нет спора о законности и целесообразности расторжения договора (по соглашению сторон договор может быть расторгнут в любое время, при этом инициатором расторжения договорных отношений вправе быть любая сторона);
  • когда решение о расторжении договора принято нанимателем, но при условии, что остальные проживающие совместно с ним члены его семьи дали на расторжение договора письменное согласие (это означает, что наниматель с письменного согласия всех членов его семьи вправе без объяснения причин и согласия наймодателя расторгнуть договор социального найма и выселиться из занимаемого жилого помещения);
  • когда наниматель и члены его семьи выехали в другое постоянное место жительства (в этом случае договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда).

Расторжение договора социального найма жилого помещения в судебном порядке осуществляется всегда, когда инициатором расторжения договора является наймодатель. Исключение составляет упомянутый выше случай, когда наниматель согласился с инициативой наймодателя (в этом случае договор расторгается по соглашению сторон).

Основания для расторжения договора в судебном порядке:

  • не внесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги более шести месяцев;
  • разрушение или порча жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (например, поднанимателями, временными жильцами);
  • систематическое (т. е. постоянно повторяющееся, не прекращающееся) нарушение прав и интересов соседей, делающее невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
  • использование жилого помещения не по назначению (о назначении жилого помещения и пределах его использования в ст. 17 ЖК РФ).

Выселение происходит как с предоставлением гражданам другого жилища, взамен прежнего, так и без предоставления.

Жилище, которое передаётся гражданину после выселения, должно находиться в том же населённом пункте, где ранее проживал гражданин, и обязано отвечать всем требованиям закона относительно технического, противопожарного и санитарного состояния. Жильё выдаётся с учётом установленных законом норм площади на каждого проживающего.

Как правило, основанием для выселения с предоставлением нового жилья является признание дома аварийным и непригодным для проживания, снос дома.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: