Ответственность за административное незаконное действие относится к особой мере наказания, выражаемое во взыскании денег с провинившегося в доход государству. Данное наказание применяют для недопущения повторного противозаконного действия одним и тем же нарушителем или для недопущения правонарушения прочими гражданами. К административной ответственности относят взыскания при несоблюдении норм трудового, жилищного, семейного, земельного, таможенного, антимонопольного, налогового законодательства, законодательных норм о правах потребителей и прочих отраслей права.
Ответственность за административные противозаконные действия регламентируются Кодексом РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года (ред. от 28.11.2018). Административное взыскание за правонарушение накладывается, согласно статьи 3.5. КоАП РФ Закона № 116-ФЗ от 22.06.2007 года.
Что такое административный штраф?
Административный штраф – это финансовое взыскание за осуществление противозаконного проступка. По мнению многих юристов, взыскание средств за административный проступок относится к наиболее эффективному способу наказания нарушителя.
Любое противозаконное действие обладает тремя признаками:
- Противоправностью, проявляемой в нарушении установленных правовых норм.
- Виновностью, подразумевающей наличие провинности в действии (провинность может быть спланированной или исполненной по неосторожности).
- Наказуемостью противозаконного поступка, то есть наложением административного взыскания.
Противозаконные действия административного характера можно разделить на виды в различных сферах:
- В рамках защиты границ РФ.
- В секторе сельскохозяйственного производства.
- В сфере охраны владений.
- В сфере природно-защитных мер в окружающей среде.
- В информационном направлении и в связи.
- В сфере воинского учета лиц.
- В рамках защиты общественных правил и госбезопасности.
Противозаконные проступки способны приносить вред здоровью физлиц, посягать на имущество, на санитарное состояние, на нравственность и т.д. Любое противозаконное действие должно сопровождаться административным наказанием.
Виды административного наказания:
- Предупреждение.
- Конфискация орудия, при помощи которого осуществлен проступок.
- Заключение под стражу.
- Сужение прав физлица.
- Дисквалификация.
- Выдворение из РФ иностранца или физлица, без гражданства.
- Приостановка профессионального функционирования.
- Административное финансовое взыскание.
Срок оплаты административного штрафа
На погашение административного взыскания нормативными актами РФ отводится 60 суток. При этом, после объявления вердикта, предоставляется 10 суток на его обжалование. Таким образом, у нарушителя имеется в общей сложности 70 суток для погашения финансового штрафа. Если время погашения долга будет просрочено, то судебные приставы на протяжении первого месяца будут бездействовать. Однако, затем они предпримут против недоимщика следующие действия:
- Вначале должнику будет присуждено еще один штраф, обычно, в таком же размере.
- Материалы на недоимщика будут повторно направлены в судебную структуру.
- Таким образом, неоплаченная вовремя задолженность может увеличиться в 2 раза уже в первый просроченный месяц.
- Повторное игнорирование погашения финансового наказания может повлечь арест нарушителя на 15 суток.
Не заплатили налоги
Если организация вовремя не уплатила налоги и взносы или перечислила их не полностью, налоговики выпишут штраф по статье 122 НК РФ. Причиной для применения штрафа может быть занижение налоговой базы, неправильный расчёт суммы налога и другие неправомерные действия или бездействие организации.
Размер штрафа:
- 20% от суммы долга, если организация занизила налог без умысла. Например, бухгалтер из-за низкой квалификации неверно рассчитал налог;
- 40% от неуплаченной суммы, если налог занизили умышленно. Например, компания использовала фирму-однодневку. Если инспекторы это докажут, штраф с 20% увеличится до 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Кроме штрафа, налоговая инспекция начнёт начислять пени за каждый календарный день просрочки. За первые 30 дней пени составляют 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Начиная с 31-го дня пени увеличиваются в 2 раза. Суммарно размер пеней не может быть больше самой недоимки.
Способы оплаты административного штрафа
Любое лицо, которому наложено административное взыскание, должно вовремя его погасить, иначе ему грозит добавочное наказание в более суровой форме.
К наиболее распространенному виду административного наказания можно отнести штраф ГИБДД за несоблюдение ПДД. Данное взыскание применяется для недопущения подобных действий автомобилистом в будущем. При таком нарушении инспектором ГИБДД составляется протокол, в котором нарушитель обязан расписаться.
В протоколе должны отображаться следующие сведения:
- Дата и место оформления документа.
- Ф.И.О. и должность инспектора ГИБДД.
- Ф.И.О. и контактные сведения шофера, осуществившего проступок.
- Ф.И.О. и контактные сведения свидетелей и пострадавших (если таковые имеются).
После вынесения судебного постановления о наложении взыскания, нарушитель имеет право на протяжении 10 суток обжаловать решение суда.
В распоряжении судебных структур находится 3 месяца для того, чтобы принудить нарушителя оплатить штраф, в противном варианте к нему будут применены более жесткие меры наказания, вплоть до ареста.
Как же оплатить такой штраф, чтобы не допустить дальнейших неприятностей?
Надо отметить, что сегодня существует множество способов для погашения долгов перед государственными органами, с использованием различных онлайн-ресурсов, предоставляющих услуги по перечислению задолженности по штрафам, не выходя из дому. Для этого нужно иметь компьютер или мобильное приложение и наличие Интернет-связи.
Среди наиболее распространенных способов погашения административных штрафов относятся следующие:
- Сервис «Госуслуги».
- Сбербанк онлайн.
- Ряд платежных систем, например, Яндекс деньги, КИВИ.
Сервис «Госуслуги
Данный сервис относится к официальному государственному ресурсу, называемым электронным правительством.
Ресурс обеспечивает поиск непогашенных штрафов и их оплату. Достоинством данного ресурса является то, что при перечислении денежных средств не снимается комиссия.
Для использования портала «Госуслуги» требуется предварительно зарегистрироваться на нем. После регистрации, открыв сайт, нужно найти требуемую вкладку, заполнить номер водительских документов и номер автомобиля.
Перед пользователем всплывет страница с отображением сведений о непогашенных взысканиях, с указанием номера постановления, даты и места нарушения ПДД.
Для осуществления перечисления по погашению штрафа требуется щелкнуть мышкой по кнопке «Оплатить», размещенную против названия постановления.
Сбербанк онлайн
Данный ресурс обеспечивает погашение административных взысканий в онлайн-режиме. Клиенты сбербанка, зарегистрированные на сайте, имеют личный кабинет, где могут осуществить оплату с пластиковой карточки через Интернет.
Для перечисления денег по погашению долга требуется в разделе «платежи» избрать вкладку «штрафы ГИБДД». Затем нужно заполнить сведения о транспорте и реквизиты постановления о наказании. Таким же образом можно выполнить другой платеж в онлайн-режиме.
Оплата административных взысканий осуществляется путем списания денежных средств со счета клиента сбербанка. Поэтому, пользователи обязаны иметь на счете нужную сумму. Перевод выполняется на протяжении суток, комиссия при оплате штрафа на начисляется.
Яндекс Деньги
Для оплаты взысканий при помощи ресурса Яндекс, пользователь обязан зарегистрировать в системе свой аккаунт.
Вначале требуется в поисковом режиме проверить наличие непогашенного долга. Для этого в открывшейся форме вводится номер водительского документа или регистрационное свидетельство на транспорт. Перед пользователем всплывет страница с непогашенными долгами.
Для погашения задолженности нужно щелкнуть мышкой по графе «оплатить». Деньги списываются со счета платежной системы или с прикрепленной пластиковой карты банка. Операция по переводу денег осуществляется на протяжении нескольких минут, комиссия за перевод равняется 1%.
Кошелек – КИВИ
Процедура погашения задолженности по штрафу в данном ресурсе подобен ресурсу на Яндексе. Здесь также существует функция проверки наличия штрафов и перечисления.
Нарушителю ПДД понадобится заполнить форму с номером постановления, суммы штрафа и датой нарушения.
Среди названных сервисов оплаты штрафов, Киви является наименее популярной платежной системой, так как комиссия за перечисление равняется 3%. Для закрытия долга можно пользоваться банковской пластиковой карточкой, счетом на кошельке Киви, или деньгами Web Money.
(Видео: “Размеры штрафов за административные правонарушения могут снизить”)
Административный штраф
За последний год неоднократно сталкивались в своей практике с привлечением к административной ответственности акционерных обществ за правонарушения, предусмотренные ст.15.23.1 КоАП РФ. Размеры штрафов для юридических лиц в пределах от 500 до 700 тысяч рублей.
На мой взгляд, такие размеры штрафов не являются справедливыми и соразмерными допущенным нарушениям.
Именно поэтому мое внимание привлекло постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» (далее Постановление).
Оно, на мой взгляд, показывает направление возможных, будущих изменений для назначения административного штрафа ниже низшего предела или еще один способ защиты собственных прав и интересов.
Именно об этом сегодняшний мой материал.
Итак. Административный штраф ниже низшего предела.
ООО «Маслянский хлебоприемный пункт» постановлением УФАС по Тюменской области от 9 ноября 2010 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. Заявитель не выполнил в установленный срок требование антимонопольного органа. Арбитражные суды при рассмотрении жалобы на вынесенное постановление УФАС не усмотрели оснований для признания его незаконным.
Рассматривая поступившую жалобу, КС РФ отметил следующее.
Правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер.При этом допущенные ограничения права собственности физических и юридических лиц, свободы экономической деятельности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям и необходимыми для их защиты.Правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания.
Установление для юридических лиц данного административного штрафа, как и иных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права.
При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления «гибкой» дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.
В системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП Российской Федерации).
В действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа, установленного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым — обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Казалось бы, что сделанные выводы судом при анализе конкретной правовой нормы крайне просто переносятся на иные составы административных правонарушений. По крайней мере, ряд заявителей (правонарушителей) и отдельные суды первой, апелляционной инстанции разных округов использовали подобный расширительный подход.
Однако на уровне кассации все судебные акты, в которых вольготно применялось вышеуказанное трактовка КС РФ (по крайней из тех, что были обнаружены нами при написании данного материала) были отменены или изменены.
Вот некоторая часть из них, с приведением соответствующей мотивировки.
- Вместе с тем, снижая размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкциями частей 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку изложенная в Постановлении от 17.01.2013 № 1-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформирована в результате правового анализа положений иной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 5 статья 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не содержит указаний на возможность ее распространение на иные составы административных правонарушений (Постановление ФАС ЗСО от 13.09.2013 по делу № А46-32415/2012).
- Конституционный Суд Российской Федерации не признавал не соответствующими Конституции Российской Федерации и часть 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкциями которой было назначено наказание обществу. Данные обстоятельства не позволяют применить в настоящем деле назначение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление ФАС ПО от 01.04.2013 по делу № А65-26865/2012).
- Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О, наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, с учетом части 1 статьи 4.1 КоАП РФ является прерогативой законодателя и возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ. В этой связи обоснованно отклонена апелляционным судом и ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П относительно наделения судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом. В пункте 3 резолютивной части названного постановления указано, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении. Однако вывод о возможности применения положений указанного постановления в отношении других составов административных правонарушений, указанный акт не содержит. Поэтому наказание не может быть назначено ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ (Постановление ФАС СЗО от 12.09.2013 по делу №А66-15098/2012).
В связи с этим крайне логичным напрашивается только два варианта поведения.
Вариант 1 – законодатель у нас все же дойдет до изменения КоАП РФ и предусмотрит возможность уменьшения размера административного штрафа ниже низшего предела.
Вариант 2 – инициировать обращение в Конституционный суд РФ по каждому составу административного правонарушения, если изложенная логика, подход КС РФ является применимым к нему. И в случае, если ваше обращение будет признано обоснованным, то КС РФ может принять желаемый судебный акт (как никак, но КС в рассматриваемом постановлении указал, что «Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права»).
Однако, постарайтесь исключить ситуацию «обезьяны с гранатой», ибо никогда не знаешь, куда она кинется. Не стоит обращаться в КС РФ за получением «отказного» определения КС РФ, которое может поставить крест на возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела. Не только для вас, но и для других. Подумайте, пожалуйста, и о других.
Кстати, написанное в отношении административного штрафа может быть применено, на мой взгляд, и в отношении иных видов административных наказаний.
Размеры административных штрафов в 2021 году
Сумма наложенного административного взыскания зависит от вида нарушения и последствий. При назначении размера взыскания рассматриваются следующие моменты:
- Характер действий и полученные последствия в результате проступка.
- Осуществление повторного противозаконного действия, если физлицо подвергалось наказанию за подобные действия.
- Субъект, совершивший проступок. Мера наказания и накладываемое взыскание зависит от субъекта (физлицо, должностное или юр. лицо). Здесь налагаются различные взыскания.
Примечание. Наказание за правонарушение может налагаться не только в виде отдельного взыскания, но и в комплексе с прочими санкциями. К примеру, при управлении транспортом в нетрезвом виде шоферу могут наложить не только штраф, но и изъять водительское удостоверение. Или, например, при несоблюдении учреждением экологических нормативов, техники безопасности, на предприятие может выписываться штраф с одновременной приостановкой работы.
Штраф, наложенный физлицу, поступает в доход государству. Размер взыскания зависит от следующих моментов:
- МРОТ (без учета районных коэффициентов), устанавливаемого законодательством на дату завершения проступка или на дату его выявления.
- Оценки предмета на дату завершения проступка или на дату его пресечения.
- Суммы задолженности по налогам, предназначенным для оплаты на дату завершения противозаконных действий или на дату пресечения, или размера валютной сделки, выполненной с нарушением законодательства.
Примечание. Сумма административного штрафа не может быть меньше 1/10 МРОТ. Данная норма используется, как для москвичей, так и для прочих физлиц (в т. ч. для иностранных граждан), находящихся или живущих в РФ.
Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ
Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит:
“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.
Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:
- граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него.
- лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
- работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
- члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
- члены лицензионной комиссии и т.п.
Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные. К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции. Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.