Главная / Госзакупки / 223 федеральный закон
Назад
Опубликовано: 20.09.2018
Время на чтение: 8 мин
0
744
Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.
- Комиссия по закупкам: как назначается
- Состав комиссии и полномочия ее участников
- Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности
- Документальное оформление работы закупочной комиссии
- Ответственность членов комиссии
Комиссия по закупкам: как назначается
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.
Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.
Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).
Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ. С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.
Порядок назначения комиссии по закупкам
Часть 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ говорит о том, что при проведении всех имеющихся мероприятий по закупкам заказчик обязан использовать не только указанный Федеральный закон, но также и те нормативные акты, которые также существуют на территории Российской Федерации. Все Положения о проводимых закупках составляются на основании указанного выше федерального нормативного акта, а также на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса и специально принятых во исполнение их положений подзаконных нормативных актов, в частности, Постановлений Правительства Российской Федерации.
Как уже говорилось выше, в указанном федеральном нормативном акте не содержится прямого указания заказчикам о необходимости создания такой комиссии, однако если обратиться к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, то в соответствии с частью 4 статьи 447 данного нормативного акта для определения победителя по закупкам, проводимым в форме торгов, обязательно собирать специальную оценочную комиссию. Таким образом, создавать хотя бы конкурсную закупочную комиссию заказчик обязан, чтобы соблюсти требования гражданского законодательства в части порядка определения победителя по конкурсу, как способу определения исполнителя по контракту или договору.
Правила созыва комиссии по закупкам в каждом конкретном случае заказчик устанавливает самостоятельно в рамках Положения о закупочной деятельности либо в рамках специально издаваемого самостоятельного документа, регламентирующего целиком всю деятельность такой комиссии.
В рамках осуществления своей закупочной деятельности заказчик имеет право созвать единую комиссию из числа сотрудников, которые имеют достаточный уровень квалификации для работы в такой комиссии (в том числе прошли специальное обучение для осуществления такого участия), либо для каждого конкретного используемого типа закупок создать свою комиссию с ее регламентирующими документами.
Такое же правило действует и в отношении срока функционирования создаваемой комиссии – по своему усмотрению заказчик имеет право создать постоянно действующую комиссию либо созывать ее под каждую проводимую закупку, но с соблюдением требований имеющихся норм права в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. Все особенности такого функционирования должны быть отражены в Положении о закупках, а также в регламентирующих документах самих комиссий по осуществлению закупок.
Состав комиссии и полномочия ее участников
Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.
В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.
Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:
- Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
- Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
- Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
- Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.
Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством голосов.
При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).
Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.
Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности
Положение о работе закупочной комиссии должно содержать ее определение, перечень решаемых задач, поставленные перед ней цели и функции.
Цель формирования закупочной комиссии состоит в определении победителя закупки, с которым в дальнейшем будет подписан договор заказчиком.
Для реализации данной цели на закупочную комиссию возложен следующий функционал:
- Проверка заявок от участников на соответствие требованиям по извещению и документации.
- Выбор победителя закупки в соответствии с порядком, который указан в закупочной документации.
Базовый принцип работы комиссии: коллегиальность. Он позволяет повысить объективность принимаемых решений.
Закупочная комиссия может быть наделена заказчиком следующими правами:
- Принимать решение о переносе сроков проведения процедуры.
- Отвечать на поступившие от участников закупки вопросы по закупочной документации.
- Запрашивать разъяснения относительно положений заявок от участников.
- Привлекать экспертов для оценки и выбора победителя.
- Принимать решение о допуске или отказе в допуске участника.
- Исправлять ошибки в заявках от участников в установленном порядке.
- Проводить переговоры с участниками.
- Принимать решения о переторжке.
- Анализировать полученные экспертные заключения и оценки от участников.
- Принимать решение о выборе победителя закупки, об отказе в проведении закупки, об отстранении участника от участия в закупке.
- Согласовывать изменения в договорах, заключенных по результатам закупок.
- Предварительно согласовывать извещения и документацию по закупкам.
- Принимать решение о завершении процедуры без выбора победителя.
- Осуществлять иные функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами и организационными документами.
Порядок работы, основные функции, права и обязанности
Все решения, которые принимаются комиссией, должны быть оформлены в виде специального документа – протокола. В том случае, если по каким-либо причинам заседание комиссии не было запротоколировано, оно считается нелегитимным, а заказчик может быть признан нарушившим действующее законодательство в сфере закупок,
Кроме указанного выше правила, для функционирования комиссии по закупкам у государственного или муниципального заказчика в рамках специального положения указываются те цели, которые должны достигаться в процессе работы такого коллегиального органа.
Главной целью является определение победителя по той или иной закупочной процедуре и подписание контракта или договора с ним для обеспечения нужд самого заказчика либо подчиненных ему организаций.
Ключевыми функциональными обязанностями комиссии являются:
- проверка поступивших в рамках заявок на участие документов от потенциальных исполнителей по контрактам и договорам на соответствие заявленной документации о закупке и действующему законодательству Российской Федерации;
- определение победителя проведенной закупки на основании итоговой оценки поданных заявочных документов.
Все решения в комиссии могут быть приняты только коллегиальным образом, что существенным образом оказывает влияние на улучшение оценки поданных заявок, с точки зрения объективности.
В том случае, если кто-то из членов комиссии высказывается против того решения, которое принимается всем составом, он должен обосновать свою позицию, а такое обоснование вносится в протокол заседания.
У комиссии по закупкам есть ряд своих прав, которые заказчик делегирует этому коллегиальному органу, отразив их в принятых регламентирующих документах о проведении закупочных мероприятий:
- право на принятие решений, связанных с возможностью переноса сроков проведения тех или иных процедур, если такой перенос необходим и целесообразен, с экономической и производственной точек зрения, и не срывает сроки освоения выделенных бюджетных средств;
- право на подготовку и доведение до сведения потенциальных участников тендерных процедур ответов на поступившие от них вопросы в отношении содержания закупочной документации;
- право на запрос у участников закупки разъяснений в отношении тех документов, которые были поданы в рамках заявки на участие в такой закупке;
- право на привлечение экспертов, в том числе со стороны, если такое привлечение необходимо для объективной оценки поданных заявок и последующего определения победителя закупочной процедуры;
- право принятия решения о возможности допуска к участию в закупочном мероприятии того или иного участника либо об отказе в таком допуске;
- право на исправление ошибок, которые были допущены в своих заявках потенциальными участниками, если такое исправление не противоречит правилам осуществления закупочной деятельности заказчика и действующим нормам законодательства;
- право на проведение переговоров с теми участниками закупки, с которыми такой процесс необходим для определения позиции в отношении проводимой закупки;
- право принятия решения об использовании механизма переторжки;
- право проведения аналитических мероприятий в отношении полученных экспертных заключений по представленным материалам и документам в рамках заявки на участие, а также в отношении тех оценок, которые были получены от участников по некоторым вопросам проведения закупочных процессов;
- право принятия решений о том, кто из участников закупки может быть признан ее победителем, либо о возможности отказа в проведении такой закупки или о возможности отстранить определенного участника от участия в такой закупке в случае выявления нарушений с его стороны;
- право на согласование изменений, которые вносятся в договоры, заключенные по итогам процедур, оцененных такой комиссией;
- право на предварительное согласование подготовленных извещений и документаций в отношении потенциально проводимых тендерных мероприятий;
- право на принятие решения о завершении той или иной закупочной процедуры без итогового определения победителя;
- другие права, которые могут быть предусмотрены заказчиком в положении о деятельности закупочной комиссии, а также в действующих федеральных и региональных нормативных актах, регулирующих сферу закупочной деятельности в Российской Федерации.
Документальное оформление работы закупочной комиссии
Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.
Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:
- Положение и порядок о работе комиссии.
- Приказ о создании комиссии.
Стоит отметить, что положение о работе и порядок работы не являются обязательными. На практике заказчику достаточно подготовить только приказ о создании комиссии.
В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:
- Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
- Порядок ознакомления с материалами по закупке.
- Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
- Порядок привлечения сторонних экспертов.
- Каким образом определяется объективность принятых решений.
- Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
- Как фиксируются решения комиссии.
- Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
- Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.
Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.
Образец приказа о создании закупочной комиссии и положения о ее работе по 223-ФЗ можно скачать здесь.
Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.
Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:
- реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
- результаты рассмотрения поданных заявок;
- решение комиссии по каждой заявке;
- при необходимости — причины признания закупки несостоявшейся;
- прочая информация.
Образец протокола по результатам проведения торгов в рамках 223-ФЗ, составленный закупочной комиссией, можно скачать здесь.
Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.