Приёмочная комиссия по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе»: правила создания, состав и основные правила работы


Предмет регулирования

Ст. 94 44-ФЗ с комментариями описывает, что нужно сделать после заключения контракта, чтобы достичь цель, ради которой проводился госзаказ.
Этапы исполнения договора:

  1. Приемка.
  2. Оплата.
  3. При необходимости — изменение или расторжение.

Приемка

Поставщик обязан своевременно предоставлять заказчику достоверную информацию о ходе исполнения обязательств, в т.ч. о возникающих сложностях. И к сроку, указанному в договоре, он должен предоставить результаты закупки. В обязанности заказчика при этом входит:

  • обеспечить приемки;
  • провести экспертизу как собственными силами путем привлечения должностных лиц (можно создать приемочную комиссию не менее 5 человек), так и с привлечением экспертов на основании контрактов, заключенных в соответствии 44-ФЗ.
  • вернуть деньги поставщику (обеспечения исполнения договора) по условиям, указанным в контракте.

Что касается экспертизы, то привлечение экспертов или экспертных организаций обязательно в случаях заказа у единственного поставщика при закупках по п. 10-13, 16, 24 (для обеспечения федеральных нужд), 27, 31, 34, 35, 37-39, 43, 49 ст. 93 (поставка культурных ценностей, произведений литературы и искусства, товары, производимые учреждениями уголовно-исполнительной системы, приобретение нежилого здания и др.).
Экспертиза не требуется при заказах на выполнение проектной документации объекта капитального строительства, инженерных изысканий с обязательной государственной и негосударственной экспертизой, и на закупки услуг экспертов.

Результатом данного этапа является документ приемки или документ об отказе в приемке с обоснованием причин. Если привлекались экспертные организации — еще и заключение экспертизы (может содержать предложения об устранении нарушений, не препятствующих приемке, в том числе с указанием срока их устранения).

Оплата

Оплата производиться заказчиком в порядке и в сроки, указанные в договоре.

Изменение или расторжение контракта

Порядок определен ст. 95 44-ФЗ.

Результаты исполнения контракта или его отдельных этапов, а также допущенные нарушения или неисполнение контракта, заказчик отражает в отчете. Разместить его необходимо в ЕИС в течение 7 дней со дня оплаты, подписания документа о приемке, об изменении или расторжении договора. Отчет не оформляется в случаях проведения закупки согласно п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 ч. 1 93. Дополнительно заказчик размещает отчет в региональных и муниципальных информационных системах. Форма отчета установлена Постановлением от 28.11.2013 № 1093.

Статья 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта»

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует порядок осуществления закупок, заключение контрактов и их реализацию. Содержание документа подразделяется на 8 глав, которые включают в себя 114 статей. В данной публикации более подробно будет рассмотрена ст 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта», содержащая 12 пунктов.

Пункт 1. Реализация контракта включает в себя целый комплекс мер, осуществляющихся после заключения контракта. Они направленны на достижение определенных задач по осуществлению закупки, реализовать которые можно путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством соответствующем Федеральным законом, в том числе:

  • прием поставленного товара, выполненной работы и ее результатов, оказанной услуги, а также отдельных этапов по вопросу поставки товара, которые предусмотрены соглашением. В данный список входит и проведение экспертизы поставленного товара;
  • денежную оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы и ее результатов, оказанной услуги и отдельных условий соглашения;
  • положительное взаимодействие заказчика с поставщиком.

Пункт 2. Согласно всем условиям контракта, поставщик (подрядчик или исполнитель) обязуется предоставлять достоверные сведения о ходе выполнения своих обязательств в положенный срок, возникающие при исполнении договора.

Пункт 3. Чтобы проверить достоверность предоставленных поставщиком результатов, заказчик должен провести специальную экспертизу результатов исполнения контракта по 44-ФЗ.

Пункт 4. Заказчик должен привлекать экспертов и экспертные учреждения к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, за исключением случаев:

  • предустановленные параграфами 1-9, 14, 15, 17-23, 24;
  • реализации закупок услуг экспертов и экспертных учреждений.

Пункт 4.1. Администрация РФ имеет право определить и другие случаи обязательного проведения экспертизы.

Пункт 5. Чтобы провести соответствующую экспертизу поставленного товара, экспертные учреждения могут запросить у заказчика или поставщика дополнительные сведения.

Пункт 6. Согласно решению заказчика, для приема поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, итогов отдельного этапа исполнения контракта может быть основана приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек.

Пункт 7. Принятие результатов отдельных этапов исполнения договора осуществляется в определенном порядке и сроки, установленные контрактом.

Пункт 8. Заказчик наделен полномочиями не отказывать в приеме результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта по 44-ФЗ либо поставленного товара, если данное несоответствие не мешает приемке соответствующих результатов.

Ознакомьтесь Закон о газоснабжении

Пункт 9. Итог отдельного этапа исполнения контракта, сведения о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге обязательно отражается в отчете, который размещается в единой информационной системе, содержащий следующие сведения:

  • об исполнении договора, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении договора;
  • о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Пункт 10. К вышеуказанному отчету, заказчик должен приложить заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта.

Пункт 11. Процедура подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, упомянутая в 9 части настоящей статьи, форма указанного отчета определяется Правительством РФ.

Пункт 12. Служба государственной власти объектов РФ и служба местного самоуправления имеет право самостоятельно устанавливать порядок размещения отчетов об итогах отдельного этапа исполнения контракта.

Последние поправки и дополнения в 94 статью Федерального закона №44 вносились 7 июля 2021 года. Изменения коснулись п. 1 части 4 ст 94. Согласно новой редакции, при осуществлении закупок для обеспечения федеральных органов была включена 50 часть 1 статьи 93 соответствующего закона.

А что вы знаете о статье 34 закона 44 и банковской гарантии по 44 ФЗ?

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2018 N Ф07-11130/2018 по делу N А42-7716/2017

Поставщик обратился в суд с иском к Заказчику об обязании принять товар. Судами первой и апелляционной инстанции в иске было отказано. Поставщик обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Поставщик ссылался на тот факт, что поставил товар надлежащего качества, имеющиеся в материалах дела доказательства этого не опровергают. В частности, по мнению Поставщика, не должны приниматься во внимание данные в суде пояснения специалиста, который является работником ответчика.

Суд установил, что по итогам проведения электронного аукциона Заказчиком и Поставщиком был заключен договор, по условиям которого Поставщик обязался поставить товар, а Заказчик — принять и оплатить его. Согласно положениям договора, Заказчик производит приемку товара, в процессе которой обязан провести экспертизу.

Во исполнение обязательств исполнитель поставил товар, что подтверждается товарно-транспортными накладными. Заказчик провел экспертизу товара, на основании произведенных специалистом Заказчика расчетов был сделан вывод о несоответствии качества товара требованиям нормативных документов. Заказчик составил акт приемки, в котором указал на ненадлежащее качество товара, отказался от приемки и направил Поставщику претензию о несоответствии поставленного товара спецификации, с требованием заменить некачественный товар на качественный.

Полагая, что Заказчик неправомерно уклоняется от приемки товара, Поставщик направил в его адрес досудебную претензию с требованием принять и оплатить товар. Претензия была оставлена без удовлетворения, после чего дело перешло на рассмотрение в суд.

По мнению Поставщика, покупатель неправомерно уклоняется от приемки и оплаты товара. В обоснование своей позиции Поставщик ссылался, в том числе, и на тот факт, что судами неправомерно приняты доказательства Заказчика в виде заключения специалиста, являющегося его работником. Также Поставщик ходатайствовал о назначении экспертизы судом.

Рассмотрев дело, суд кассационной инстанции оставил без изменения решения предыдущих судов и разъяснил, что как положениями ФЗ № 44, так и положениями заключенного между сторонами договора допускается проведение экспертизы силами Заказчика. Доказательств несоответствия товара установленным в Договоре требованиям Заказчик не представил. Довод Поставщика о назначении судом экспертизы был отклонен.

Порядок создания

О необходимости создания приемочной комиссии говорит часть 6 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

В соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона комиссия должна быть создана до момента, когда наступает собственно приемка результатов исполнения контракта.

Как правило, такая комиссия либо создается заказчиком в самом начале своей закупочной деятельности, либо в начале каждого года при условии, что имеется необходимость проведения пересмотра состава такой комиссии.

Закрепление легитимности такой комиссии происходит на основании следующих локальных правовых актов:

  • приказ о создании комиссии по приемке результатов исполнения контрактов и договоров;
  • Положения о работе комиссии.

Форма приказа

Если говорить о том, что именно должно быть указано в приказе, то строгой формы данного документа нет – оформление целиком зависит от того порядка, который применяется в конкретной организации – государственном или муниципальном заказчике. Если же говорить о перечне сведений, которые должны быть отражены в тексте такого документа, то к ним относятся:

  • сведения о составе комиссии. В силу того, что некоторые члены основного состава комиссии могут отсутствовать по уважительным причинам, в тексте приказа должны быть указаны сотрудники, входящие в основной и заменяющий составы;
  • данные о тех регламентирующих документах, на которые такая комиссия должна опираться в ходе осуществления своей деятельности (в рамках приказа о создании приемочной комиссии может быть осуществлено также и утверждение Положения о деятельности такой комиссии);
  • правила доведения до сведения членов комиссии положений тех регламентирующих документов, на которые они должны опираться при осуществлении своей деятельности;
  • дата подписания приказа и отметка об утверждении такого приказа руководителем организации или уполномоченным должностным лицом, на которого возложены руководителем заказчика соответствующие обязанности;
  • сведения о том, когда произошло ознакомление с положениями приказа всех лиц, которые в нем указаны (лист согласования оформляется в виде продолжения документа и располагается на обороте последнего листа текста приказа таким образом, чтобы все подписи находились на обороте документа).

Образец приказа о создании приемочной комиссии можно посмотреть по ссылке.

Дополнительно в тексте приказа могут быть обозначены некоторые ключевые обязанности приемочной комиссии, как, например, обязанность принимать результаты исполнения контракта в том случае, если исполнитель в указанные сроки в полном объеме исправил выявленные недостатки. В случае если такие недостатки были выявлены в ходе проведения экспертизы, результат исправления может быть принят самой комиссии без созыва экспертного заседания, если профессиональных знаний членов такой комиссии хватает для того, чтобы принять указанные результаты.

Содержание Положения о комиссии

Положение о работе приемочной комиссии – отдельный самостоятельный документ, действующий ровно тот период времени, который действует приказ о его утверждении, так как, в противном случае, документ будет считаться нелегитимным. В тексте Положения заказчик указывает должностной состав комиссии (указываемые должности в составе комиссии нельзя путать с должностями из штатного расписания, так как их содержание может быть различным – не всегда секретарь организации будет секретарем комиссии, и, наоборот, в качестве секретаря приемочной комиссии может быть назначен сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий). Кроме того, именно в рамках Положения формируется перечень прав и обязанностей, которые возлагаются на членов комиссии. Отдельно прописываются сведения о том, какими правами и обязанностями обладает председатель комиссии, а также о том, какие особые права и обязанности ему даны, не совпадающие с правами и обязанностями других членов.

Отдельными частями Положения фиксируются правила осуществления работы комиссии, сроки работы комиссии, а также правила изучения и рассмотрения предоставленных материалов. Образец Положения о комиссии можно найти здесь.

Кроме того, в тексте Положения должны быть также указаны сведения о том, какие меры ответственности могут быть применены к членам приемочной комиссии в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также в случае допущения и выявления нарушений действующего законодательства в сфере закупок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: