Как описать объект закупки по 223-ФЗ по новым правилам
Описывая предмет закупки в документации, нужно указать следующее:
- функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
- технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
- эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
- требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам);
- способ упаковки;
- порядок отгрузки;
- результаты работы или услуги.
Предъявляемые условия должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации (ГОСТы, СанПиНы). Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).
Введено ограничение использовать при описании ТРУ:
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- патенты;
- промышленные образцы;
- наименование страны происхождения.
Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:
Как использовать товарные знаки при описании продукции
Под товарным знаком, как указано в ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Описание может быть словесным или в виде изображения.
В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:
- со словами «или эквивалент». При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара;
- несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
- заказ запчастей и расходников;
- покупка товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
- в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.
ВАЖНО!
Если в документации и описании объекта указана марка и нет слов «или эквивалент», поставщик должен поставить товар именно указанной марки, поставка эквивалентного товара не допускается.
Если контрольным органом будет установлено, что заказчиком предъявлены требования, ограничивающие конкуренцию, процедуру отменят.
Практика: правомерность указания в описании объекта закупки ТУ
Когда можно указывать ТУ при описании объекта закупки? В данном обзоре приводятся выводы по поводу того, когда у ФАС указание ТУ при описании объекта государственной закупки вызывает вопросы, а когда нет.
Определенные производители регистрируют технические условия на конкретные товары, поэтому в техническом задании недопустимо указывать реквизиты ТУ. Исходя из общего правила, это может быть расценено как условие, ограничивающее конкуренцию. Нами проанализирована практика антимонопольного органа. В данном обзоре приводятся общие выводы по поводу того, когда у антимонопольных органов указание ТУ при описании объекта государственной закупки вызывает вопросы.
Когда точно можно указывать ТУ
ТУ является видом стандарта, утвержденным изготовителем товара либо исполнителем работы (услуги). Стандарт применяется в соответствии с условиями, предусмотренными контрактами и договорами. Порядок, в соответствии с которым идет разработка, утверждение, изменение и применение технических условий, организации устанавливают самостоятельно (Закон № 162 от 29 июня 2015 г., статья 21). Иногда указывать ТУ нужно обязательно (в подобных случаях они могут содержаться в техническом задании), – к примеру, при закупке вещевого обеспечения для силовых органов. Это указано в письме МЭР России № Д28и2274 от 19 августа 2021 г.
Описание объектов закупок по Гособоронзаказу проводится по Закону № 275 от 29 декабря 2012 г. В соответствии с ним в документации необходимо указывать товарные знаки либо наименование в случае заказа на поставку военной и специальной техники, вооружения, а также военного имущества.
Пример первый. Практика ФАС подтверждает, что это правомерно. Так, при закупке автомобиля заказчик сослался на комплектацию и ТУ. ФАС РФ в этом не нашла нарушения, поскольку машина была принята на снабжение органов внутренних дел (дело от 25 августа 2015 г. № КГОЗ364/15).
Какие условия необходимо соблюдать при использовании ТУ
В случае использования ТУ при описании объекта закупки ФАС будет проверять, имеются ли технические условия в открытом доступе, поэтому при указании в документации конкретных реквизитов ТУ необходимо опубликовать их в ЕИС. Эту позицию подтверждают два примера, которые будут рассмотрены ниже.
Пример второй. Документация по оснащению морского транспорта средствами обеспечения безопасности должна была соответствовать нормам техусловий. Требование было прописано так: «Ящик с монтажной панелью: материал панели – сталь нержавеющая листовая (AISI 316L); принадлежности для монтажа: ДКС для кабеля; нормы: ТУ 7022248–2010». На заседании ФАС заказчиком было дано пояснение: то, что указано в скобках, читать как «или». Однако это требование не дает возможности определить, каким образом участники закупки должны предоставить конкретные показатели. ТУ не было в открытом доступе, поэтому их можно было получить лишь после запроса производителя. Инструкция, касающаяся заполнения первых частей заявок, была признана ненадлежащей (решение ФАС РФ от 22 июня 2016 г. № К — 963/16).
Пример третий. Заказчиком проведена закупка бронежилетов для сотрудников подразделений МВД РФ. В аукционной документации содержалось требование о том, что товар должен соответствовать ТУ. Участником аукциона было принято решение о невозможности изготовления товара и подана жалоба в ФАС. Однако заказчик разместил ТУ в ЕИС, при этом четверо участников дали согласие поставить товар 3 июля 2021 г. на основании требования. Невозможность изготовления бронежилетов по ТУ заявитель доказать не смог. Жалоба признана необоснованной (решение ФАС от 07 апреля 2016 г. № КГОЗ145/16).
Товары-эквиваленты и технические условия
Реквизиты каждого ТУ выдаются на конкретный товар определенного производителя. У товаров-эквивалентов других производителей свои технические условия. Решение ФАС в этом случае таково: «в подобном случае невозможно предоставлять эквивалентную продукцию».
Стоит отметить, что штрафные санкции должностному лицу, не указавшему производителя товара, составляют один процент от НМЦК, но при этом не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.
Далее приведены примеры из практики УФАС по государственным закупкам по Законам № 44 и № 223.
Пример четвертый. В аукционной документации на поставку труб (стальных) содержалась ссылка на техусловия завода-изготовителя. Комиссией ФАС было обнаружено, что на официальных сайтах изготовителей не имеется ТУ в открытом доступе. Данный факт не дает возможности участникам госзакупки определить перечень технических условий, по которым имеется возможность предоставления товара-эквивалента, а значит, предложить аналог не представляется возможным (решение ФАС РФ от 12 января 2021 г. № 223ФЗ19/17).
Пример пятый. В ТУ на поставку перчаток (хирургических) было установлено требование о том, чтобы товар соответствовал ТУ 9800254850002011. При этом у эквивалентной продукции иных производителей были другие ТУ. Антимонопольной службой действия заказчика были признаны противоречащими Закону № 44 (статья 31, часть 1, пункт 1) (Постановление Коми УФАС РФ от 23 ноября 2021 г. № 04–05/1103).
Когда, помимо ГОСТа, используется еще и ТУ
При описании предмета закупки заказчики указывают ГОСТ. Многие дополнительно ссылаются на ТУ. Ниже будут рассмотрены примеры, в каких случаях это возможно с точки зрения ФАС.
Пример шестой. Антимонопольная служба, изучив документацию аукциона на поставку фруктового сока (Код по ОКПД 2 — 10.32.19.111), выяснила следующие требования к товару, установленные заказчиком: Соответствие ГОСТ: ТУ 63027-180084852003. С мякотью. В ассортименте. Цвет, запах, вкус соответствуют овощам и фруктам, из которых продукт изготовлен.
Мнение ФАС таково: установить, каким качественным, техническим либо функциональным характеристикам должен соответствовать товар, не представляется возможным. Заказчиком не были установлены требования о том, что товар должен соответствовать конкретному ГОСТу, однако содержалось требование об обязательном соответствии ТУ 63027-180084852003. Таким образом, указав конкретного производителя, заказчиком было ограничено число участников закупки (решение ФАС РФ от 29 ноября 2021 г. № 03–10.2/192–2016/7.30).
Пример седьмой. Участником закупки продуктов питания была подана жалоба в ФАС. Одно из требований заказчика было следующим: «Гречневая каша с говядиной». Продукт должен соответствовать техническим условиям производителя либо ГОСТу Р 333–2012. Страна изготовления: РФ. Консистенция и внешний вид: гречневая каша в разогретом состоянии, рассыпчатая, проваренная, с мелкоизмельченным мясом, без комков. Запах и вкус: свойственный каше гречневой с говядиной, доля жира – не больше 22 процентов. Массовая доля белка – не меньше 6 процентов. Не допускается наличие соевого белка. Доля поваренной соли (хлористого натрия) – не больше 1,4 процента (отклонения не должны составлять более 0,2 процента). Не допускаются посторонние примеси». На заседании комиссии заказчиком были даны пояснения, что требования соответствуют его потребностям. ФАС РФ не выявило нарушений правил контрактной системы (дело от 4 февраля 2015 г. № КГОЗ26/15).
Почему важно соблюдение правил описания объекта госзакупки
Заказчик не всегда должен руководствоваться техрегламентами, стандартами и ГОСТом. Бывают случаи, когда их просто нет. Порой необходимо закупить товар, имеющий определенные качественные характеристики. Если, описывая объект закупки, вами применяется ТУ, обоснуйте, почему не используется ГОСТ. Надо помнить, что при использовании ТУ производителя вы не указываете, а подобная практика запрещена Законом № 44 (статья 33 часть 1, статья 1). Со стороны контрольных органов это может быть расценено как ограничение конкуренции.
Теги: Закупка, ТУ.,
06 июля 2017
Количество просмотров: 14981
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 4,3/5 — 6 голосов
Похожие статьи:
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (439)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (403)
- Суды: при поставке улучшенного товара по государственному контракту дополнительного соглашения может и не быть (386)
Комментарии ()
Написать комментарий
Как составить техническое задание
Техническое задание 223-ФЗ определяет как одну из частей документации о закупке. Оно содержит основные требования к закупаемым ТРУ. Описание должно быть объективным, понятным, непротиворечивым. Не следует включать в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, лицензируемые и нелицензируемые услуги (ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Образец технического задания по 223-ФЗ должен содержать информацию:
- характеристики ТРУ, их результаты: диапазон характеристик продукции, при необходимости можно приводить изображения, чертежи, эскизы;
- объем товаров, услуг или работ;
- тара, упаковка;
- сроки поставки и график выполнения работ;
- необходимость монтажа и наладки;
- гарантийный срок;
- ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.
Кто должен работать по 223-ФЗ
Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:
- госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
- дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
- бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.