Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ


Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ

Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.

Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:

  • до 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • до 600 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Эти ограничения по лимиту прямых договоров по 44-ФЗ введены с лета 2021 года. По первому пункту до 01.07.2019 было 100 000 руб., а по второму до 31.07.2019 – 400 000 руб.

Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Понятие

Потенциальные участники государственных закупок могут столкнуться с таким понятием как «прямой контракт». Но здесь стоит обратить внимание, что такая форма заключения сделки применяется не только в контрактной системе, но и в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.

  1. Прямая закупка в ВЭД — это соглашение, заключенное между российским импортером и непосредственным производителем товара, которое регулируется таможенным законодательством.
  2. Прямой договор по 44-ФЗ — это форма заключения контракта, при которой заказчик подписывает договор с единственным поставщиком без проведения конкурсных аукционов. Она применима при мелких объемах закупок.

Основные аспекты таких взаимоотношений регламентирует ст. 93 Федерального закона № 44.

1 июля 2021 года в статью были внесены изменения, которые затронули суммы прямого договора.

Сегодня на законодательном уровне предусмотрено два вида соглашений с лимитами:

  • до 300 тысяч рублей;
  • до 600 тысяч рублей.

К прямой закупке относится и срочная, когда ее необходимо осуществить в максимально сжатые сроки, так как максимальный срок проведения закупки у единственного поставщика составляет не более трех дней.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Пример

Например, если закупаем дубовую доску по прямому контракту, то можно сделать это на Едином агрегаторе торговли.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Школа закупок: Что такое прямой контракт с единственным поставщиком

То есть, закупку, которую заказчик производит у единственного подрядчика, в случаях, допустимых законодательством (п. 4 ч.1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

В каких случаях допустимо заключение прямого контракта и какие заказчики могут заключить контракт на 400 тысяч рублей, расскажем в статье.

Что считается заключением прямого контракта с единственным поставщиком. Можно сказать, что заказчик заключил прямой контракт с единственным поставщиком (или совершил закупку малого объема), если речь идет о приобретении им у единственного подрядчика товаров на сумму до 100 тысяч рублей на основании пункта 4 ч.1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Или, в некоторых случаях, на сумму до 400 тысяч (об этом подробнее дальше).

Прямые контракты с единственным поставщиком это, с одной стороны, самый простой тип закупочных процедур. Ведь заказчику не нужно тратить время и силы на то, чтоб проводить конкурентные процедуры, готовить тома документации, контролировать каждую мелочь в громоздком процессе, чтобы не навлечь на себя гнев ФАС. С другой стороны, прямые контракты ровно по той же самой причине являются потенциальной «золотой жилой» для коррупционеров и недобросовестных заказчиков. Поэтому закон о контрактной системе достаточно строго регулирует случаи, когда и как можно заключать прямые контракты.

Объем закупок у единственного поставщика. Закон о контрактной системе позволяет заказчикам заключать прямые контракты с единственным поставщиком, при этом ограничивая общий допустимый объем таких процедур. Так, объем закупок у единственного поставщика на этом основании в год не должен быть больше, чем лимит в 2 млн. рублей или 5% от общего финансового объема производимых закупок вообще.

А также он не должен быть больше, чем 50 млн. рублей. У многих заказчиков возникает вопрос, как на практике можно рассчитать этот лимит, и как увязать общие ограничения по объему с ограничением суммы самой закупки в 100 (или 400) тысяч рублей.

Процентный расчет имеет смысл делать организациям, обладающим солидным бюджетом, то есть, если годовой бюджет закупок организации составляет 200 млн рублей, то лимит на 100-тысячные контракты составит в этом случае 5% или 10 млн рублей. Или же, соответственно, 100 договоров малого объема по 100 тысяч, которые заказчик может заключить в год.

Кто заключает прямые контракты на 100, а кто на 400 тысяч. Альтернативный закупочный лимит на прямые контракты с единственным поставщиком составляет 400 тысяч рублей вместо 100 для отдельной категории заказчиков, в том числе учреждений культуры, зоопарков, библиотек, и других учреждений, перечень которых приведен в ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Ограничения для заказчиков этого типа, согласно закону о контрактной системе, составляют 50% от годового объема всех закупок или 20 млн рублей. За нарушение годового лимита прямых закупок в указанных выше рамках, независимо от того, к какой категории относится заказчик, он рискует попасть под административную ответственность в виде штрафа.

Общие правила заключения прямого контракта следующие: заказчик вначале планирует закупку, определяет ее стоимость и условия контракта, после чего напрямую передает эти сведения для ознакомления выбранному им исполнителю. В случае, если поставщика после ознакомления все устраивает, то заказчик и поставщик заключают контракт на основании пункта 4 ч.1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Прямой контракт и субподряд. Следует отметить, что в сфере закупок словосочетание «прямой контракт» или «прямая сделка» употребляется также в другом значении. Данного определения нет в закупочном законодательстве, однако на практике оно применяется часто.

Под прямым контрактом в этом значении термина подразумевают вариант, когда заказчик заключает сделку с непосредственным исполнителем, то есть, без дальнейшего привлечения исполнителем субподряда или соисполнителей. Закон допускает для заказчика также возможность установить запрет на непрямой контракт, то есть, чтобы исполнитель привлекал субподрядчиков для непосредственного выполнения работы.

Заведующий сектором муниципальных закупок администрации района И.В. Павленко

На портале поставщиков будут проводить закупки до 500 тысяч рублей

Субъекты, деятельность которых регламентирует Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года, теперь могут использовать автоматизированную информационную систему «Портал поставщиков». Об этом сообщил заместитель Мэра в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов на Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ».

«С 1 марта 2021 года у заказчиков, осуществляющих закупки по закону № 223-ФЗ, появилась возможность использовать портал поставщиков для осуществления закупок малого объема в электронном виде до 500 тысяч рублей. Этому способствовало внедрение новых технологических решений в единую цифровую платформу управления закупками», — рассказал он.

Возможность применения системы этими заказчиками утверждена в положении о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. По словам Владимира Ефимова, сейчас на портале зарегистрировано более 500 организаций, работающих по Федеральному закону № 223-ФЗ.

Москва представила единую цифровую платформу управления закупками на форуме «Госзаказ»Как портал поставщиков помогает увеличить объем госзакупок у малого бизнеса

Ресурсом пользуются порядка трех тысяч городских заказчиков, добавил глава Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев. По его мнению, портал поставщиков доказывает свою эффективность и должен быть доступен большему количеству заказчиков.

«Проведение малых закупок на ресурсе создает открытую, прозрачную конкурентную среду. Более 140 тысяч компаний предлагают широкий спектр товаров, работ и услуг. Заказчики — заменить имеют возможность выбрать конкретное наименование в новом каталоге — заменить стандартных товарных единиц по оптимальной для себя цене. Предусмотрена возможность проведения котировочных сессий. При использовании такой процедуры среднее снижение стартовой цены закупки составляет 13 процентов, при этом заключить контракт по итогам сессии можно в течение суток», — отметил Геннадий Дегтев.

На портале поставщиков можно работать в личном кабинете, напомнил руководитель столичного Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко.

«Учитывая, что в сфере, которая регламентируется законом № 223-ФЗ, значительная часть субъектов не имеет собственной автоматизированной системы закупок, портал предоставляет возможность работы в личном кабинете. Для тех, кто использует собственные информационные системы, предусмотрены различные форматы интеграции для проведения закупок у предпринимателей, зарегистрированных на портале поставщиков. Таким образом, технологически и функционально ресурс теперь обеспечивает возможность работы субъектов и по закону № 44-ФЗ, и по закону 223-ФЗ», — объяснил он.

Всероссийский форум-выставка «Госзаказ» проходит в столице с 3 по 5 апреля. Он организован при поддержке Общероссийского народного фронта, Правительства России, Государственной Думы, Минэкономразвития России, ФАС России, Счетной палаты РФ и Торгово-промышленной палаты РФ.

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
В закупках у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе до 100 000 рублей заказчику не нужно оформлять документы о проверке участника на соответствие требованиям, которые установлены в ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системеПисьмо Минэкономразвития № Д28и-3139 от 19.10.2015
Заказчик обязан при заключении договора по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ указывать, что цена госконтракта является твердой и определяется на весь срок исполненияПисьмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-7129 от 08.06.2016
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]