Главная / Госзакупки / 44 федеральный закон
Назад
Опубликовано: 16.09.2018
Время на чтение: 12 мин
0
479
Открытый конкурс – это конкурентная торговая процедура, при которой сведения о закупке передаются неограниченному числу лиц через размещение извещения и документации в ЕИС. К участникам конкурса предъявляются единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ.
- Открытый конкурс по 44-ФЗ: законодательное регулирование
- Порядок проведения
- Документы для участия в конкурсе
- Сроки
- Основания для отмены
Подготовка извещения и закупочной документации
В ст. 54.1 – 54.7 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными.
ОКЭФ отличается от электронного аукциона:
- Критериями оценки. При проведении аукционов единственным критерием является цена. А в конкурсных процедурах большее значение уделяется нестоимостным показателям (наличие богатого опыта по аналогичным работам, квалификация сотрудников, наличие необходимой техники и оборудования).
- Наличием переторжки. Оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок и необходимую документацию после окончания срока подачи окончательных ценовых предложений, после составления протокола (ч.7 ст.54.6, ч.1 ст. 54.7 44-ФЗ).
Здесь следует сделать отступление и рассказать о переторжке простыми словами для тех, кто не понимает, о чем идет речь:
Переторжка – это возможность для участника уменьшить свое ценовое предложение. Как только открытый конкурс стал проводиться в электронном виде, переторжка стала обязательным его этапом. С ее появлением у заказчиков появилась возможность закупать товары, работы или услуги по самой выгодной стоимости.
К проведению переторжки заказчик не имеет никакого отношения. О дате ее проведения поставщики узнают от оператора ЭТП. Процедура проводится на следующий рабочий день после истечения времени оценки первых частей заявок.
Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:
- Проводится в течение 3-х часов;
- Время назначается по часовому поясу заказчика;
- Один участник может снизить цену только 1 раз;
- Не обязательно улучшать свое предложение о цене;
- Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из предыдущего предложения.
По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.
Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию (согласно ст.54.3 44-ФЗ) готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по ОКЭФ.
Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч.1 и 5 ст.40 44-ФЗ).
Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация. Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении ОКЭФ и проект контракта (ч.1 и 2 ст.54.1, ч.3 ст.54.3 44-ФЗ). Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно. Заказчик публикует все эти документы в ЕИС за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.
Извещение составляется в соответствии с нормами ст.54.2 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.
Заказчик может внести изменения в извещение за 5 дней до истечения времени подачи заявок. Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.
Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика
Шаг № 1. Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса
Этот этап предполагает, что заказчик определяется с необходимостью проведения конкурентной закупки, её формой. Решаются организационные вопросы, планируется график открытого конкурса, создаётся конкурсная комиссия (состав, положение о комиссии, регламент ее работы). Часть функций при необходимости заказчик может делегировать специализированной компании.
Шаг № 2. Публикация извещения о проведении открытого конкурса
Информация о проведении открытого конкурса должна быть опубликована в ЕИС не менее чем за 20 дней до того момента, как заказчик приступит к вскрытию конвертов или будет открыт доступ к электронным заявкам. Помимо ЕИС, объявления об открытом конкурсе (по желанию заказчика) могут быть опубликованы в СМИ. В извещении должны содержаться следующие сведения:
- стандартные данные, характеризующие саму закупку;
- критерии, которым должен соответствовать потенциальный поставщик, и перечень документов, передаваемых заказчику;
- описание способа, которым участники могут получить конкурсную документацию (место, сроки, стоимость снятия копий);
- календарное число, время и место открытия заявок, период их рассмотрения и оценки;
- какие участники могут получить преимущество в открытом конкурсе;
- условия, относящиеся к национальному режиму закупки;
- номера счетов, на которые перечисляются деньги, являющиеся обеспечением заявок.
Шаг № 3. Подготовка документов
Помимо извещения, заказчик должен подготовить и опубликовать конкурсную документацию и проект контракта. Если заказ предполагает несколько объектов, то все вышеуказанные документы оформляются для каждого лота. Вся информация по открытой процедуре закупки также размещается в ЕИС. Неограниченный доступ к ней получают все заинтересованные лица.
Момент публикации конкурсных документов является отправной точкой, когда потенциальные участники получают полные сведения об открытом конкурсе. До этого заказчик не имеет права передавать какую-либо информацию потенциальным поставщикам.
Конкурсная документация содержит сведения, изложенные в извещении, а также:
- данные об объекте закупки и условиях поставок;
- обоснование НМЦК;
- требования, которых должен придерживаться участник открытого конкурса при составлении своего предложения;
- инструкцию по оформлению заявки;
- указание на обстоятельства, на основании которых могут изменяться условия контракта, если таковое не противоречит закону;
- указание на возможность оформления договоров по НИОКР с несколькими участниками;
- регламент и временные промежутки отзыва заявок, поступивших после закрытия приема предложений, а также порядок внесения корректировок;
- правила, по которым участник может запросить разъяснения;
- регламент рассмотрения заявок и параметры их оценки с указанием значимости каждого из них;
- условия обеспечения заявки и контракта – требования к банковской гарантии;
- данные о специалистах контрактной службы, которые отвечают за закупку;
- сведения о сроках, в которые победитель открытого конкурса обязан подписать контракт. Критерии, на основании которых участник признается уклоняющимся;
- условия, в соответствии с которыми одна из сторон вправе инициировать расторжение контракта.
В документации не должно быть условий, которые ограничивают как количество потенциальных поставщиков, так и их доступ к участию в открытом конкурсе.
У заказчика имеется право внесения корректировок в конкурсную документацию. Но только в том случае, если до конца принятия предложений остаётся 5 дней и более. Нельзя изменять объект закупки и суммы обеспечения.
Если заказчиком вносятся корректировки в конкурсную документацию, то информацию в ЕИС нужно откорректировать в течение одного рабочего дня, и в течение 2 рабочих дней все поправки должны быть отправлены тем участникам, которым ранее предоставлялась документация.
Если вносились изменения в конкурсную документацию, то после их публикации до конца периода, отпущенного для принятия заявок, должно оставаться более 10 дней. При необходимости конечный срок принятия заявок переносится. Если корректировке подвергалась документация только по одному из лотов, то продлевать срок нужно лишь по нему.
Если у потенциальных поставщиков возникает необходимость в уточнении и разъяснении некоторых положений конкурсной документации, то они вправе отправить соответствующий запрос (электронный или на бумаге) заказчику, при условии что до конца приёма заявок остаётся более 5 дней. Заказчику даётся 2 рабочих дня на подготовку ответа. Разъяснения публикуются также и в ЕИС в течение одного рабочего дня. При этом запрещено называть организацию, направившую запрос. Не допускается также, чтобы разъяснение изменяло существенные положения конкурсной документации.
Отличие открытого конкурса в электронной форме от остальных процедур
Если взять электронный аукцион или запрос котировок, то здесь главным критерием будет цена. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. А при проведении конкурса или запроса предложений цена будет играть второстепенную роль.
Например, заказчику нужно провести важную дорогостоящую закупку. Чтобы реализовать ее по максимуму, он решает организовать открытый конкурс в электронной форме. В закупочной документации он прописывает необходимые критерии, которым должны соответствовать участники. При этом на критерий квалификации претендента он отводит 70%, а цене – всего лишь 30%. Процентную величину заказчик устанавливает в соответствии с ПП РФ №1085 от 28.11.2013 г. Более значимому для заказчика критерию присваивается большая величина.
Критериев может быть и три, и четыре, и пять. Все зависит от сложности процедуры и желания заказчика. Но чем больше критериев, тем легче потом запутаться в подсчетах.
Заявка получает определенное количество баллов по итогу рассмотрения и оценки заявок. То есть победителем может стать не тот участник, который предложил наименьшую цену, а тот, кто набрал больше баллов.
О самом документе
Извещение о проведении электронного тендера — это бумага, с которой начинается конкурсная процедура по 44-ФЗ. Конкурс представляет собой способ госзакупки, когда данные раскрывают широкому кругу лиц, т. к. извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в ЕИС по 44-ФЗ размещается в открытом доступе. Участники процедур должны соответствовать единым требованиям. По закону о контрактной системе, тендерные процедуры бывают:
- открытыми;
- закрытыми;
- с ограниченным участием;
- двухэтапными.
Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс о том, как разместить извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, как выявить победителя, как заключить контракт по итогам процедуры, и т. д. Они помогут провести конкурсные процедуры без ошибок и избежать штрафов.
Для всех конкурсов, кроме закрытого, надо знать, как написать извещение о проведении конкурса, и разместить его в Единой информационной системе (ЕИС). При закрытом тендере такой документ оформлять не надо, так как сведения о процедуре в этом случае предоставляют только некоторым потенциальным поставщикам, удовлетворяющим требованиям закона 44-ФЗ.
Еще есть повторный тендер. Его проводят, когда в первоначальном отсутствовали участники. Сначала на 10 дней продлевается срок приема предложений от участников (ч. 3 ст. 55.1 44-ФЗ). Если ситуация не меняется и потенциальные поставщики так и не появились либо их заявки не соответствуют условиям, извещение о проведении повторного конкурса размещается заказчиком в ЕИС (ч. 4 ст. 55.1 44-ФЗ).
Определение потенциальных исполнителей
Информация об электронной площадке, на которой планируется проведение конкурсной процедуры, указывается в извещении (п.1 ч.3 ст.54.2 44-ФЗ). Заказчик выбирает одну ЭТП из восьми:
- ЕЭТП
- «РТС-тендер»
- «Сбербанк-АСТ» (с недавнего времени «Сбер А»)
- «Электронные торговые системы»
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
- «Российский аукционный дом»
- «ТЭК-Торг»
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»)
Претенденты на получение контракта одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в конкурсе и ценовое предложение (ч.2 и 3 ст.54.4 44-ФЗ). Участникам дается 15 рабочих дней на подачу заявки после того как было опубликовано извещение (со дня размещения).
По истечении времени подачи заявок заказчик получает первые их части от оператора ЭТП. Далее материалы рассматриваются членами закупочной комиссии, которая специально была для этого создана. Итоги данного этапа вносятся в соответствующий протокол, который передается оператору электронной площадки. Срок отправки протокола оператору – в тот же день, когда были рассмотрены и оценены первые части заявок (ч.6 и 7 ст.54.5 44-ФЗ).
Затем специалисты заказчика начинают работать со вторыми частями заявок. Итоги рассмотрения и анализа протоколируются, а сам протокол направляется оператору ЭТП в тот же день, когда производилась оценка вторых частей заявок (ч.7 и 8 ст.54.7 44-ФЗ).
Протокол публикуется в ЕИС, а утвержденные результаты с окончательными ценами претендентов оператор направляет заказчику.
Члены комиссии по закупке повторно изучают предложения и протоколы, после чего формируют состав участников, допущенных до торгов, присваивая им порядковые номера. Результаты работы вносятся в итоговый протокол (ч.10 и 11 ст.54.7 44-ФЗ).
Составление протоколов происходит на основе принятого решения о допуске или обоснованного отклонения и о начислении баллов согласно прописанным в документации критериям. Протоколирующие документы подписываются каждым членом закупочной комиссии.
Важный момент! Комиссия имеет право отстранить участника на любом этапе проведения мероприятия за предоставление им ложной информации (ч.5 ст.54.7 44-ФЗ). Если специалисты заказчика нашли расхождение сведений, то в обосновании указывается, что именно в заявке участника не соответствует действительности и сверяют полученную информацию с положениями документации (п.3 ч.6 ст.54.5, п.3 ч.7, п.2 и 4 ч.12 ст.54.7 44-ФЗ).
Если по конкурсной документации что-то непонятно, то участники вправе направить запрос на разъяснение положений. Он подается на ЭТП, после чего оператор пересылает его заказчику. Подавать такой запрос можно при условии, что до конца срока подачи заявок остается не менее 5 дней.
У участника есть право на 3 запроса, поэтому рекомендуем сразу подумать над всеми непонятными моментами и сформулировать их максимально в одном обращении.
Заказчик обязан отреагировать на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней. Вносить корректировки в документацию о мероприятии заказчик может не позднее 5 дней до истечения времени подачи заявок. При этом время приема заявок должно быть продлено таким образом, чтобы еще оставалось минимум 10 рабочих дней.
Открытый конкурс по 44-ФЗ – что это такое
При проведении госзакупок одним из вариантов организации конкурса является его открытая форма, когда заказчик составляет перечень требований к потенциальным участникам (ч. 1 ст. 48 44-ФЗ), разрабатывает конкурсную документацию и размещает всю эту информацию в Единой информационной системе (ЕИС). Соответственно, к этим сведениям получают доступ все заинтересованные лица.
Компании, желающие участвовать в открытом конкурсе, направляют заказчику свои предложения по исполнению контракта. Заказчик оценивает их на соответствие изложенным критериям и формирует рейтинг, в котором первые позиции занимают наиболее выгодные для него предложения. Победителем открытого конкурса становится организация, вышедшая на первое место в этом рейтинге (ч. 8 ст. 53 44-ФЗ).
Порядок, в котором проводится открытый конкурс по 44-ФЗ, изложен в статьях 48–55.
По похожим правилам, кроме открытого конкурса по 44-ФЗ, проводится и электронный аукцион. В чем разница между ними, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве случаев конкурентные закупки проводятся через открытый конкурс по 44-ФЗ. Эта схема применяется, если отсутствуют особые обстоятельства, описанные в статьях 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 вышеуказанного Федерального закона.
К числу исключений относятся:
- конкурентная закупка предусматривает ограниченное число участников (ст. 56 44-ФЗ);
- конкурс проводится в два этапа (ст. 57 44-ФЗ);
- конкурентная закупка проводится в виде электронного аукциона (ст. 59 44-ФЗ);
- конкурентная закупка проводится в форме запроса котировок (ст. 72 44-ФЗ);
- закупка проводится в форме запроса предложений (ст. 83 44-ФЗ);
- для определения поставщика выбрана закрытая форма конкурса (ст. 84 44-ФЗ);
- закупка предполагается у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ).
Госзакупки в соответствии с 44-ФЗ, помимо открытого конкурса, чаще всего проводятся в форме электронного аукциона. С 01.07.2019 для этой процедуры введены новые правила.
Для проведения торгов по 44-ФЗ используется 8 торговых площадок и одна специализированная, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 (ранее в списке присутствовало только 6 организаций):
- ЕЭТП;
- «РТС-тендер»;
- Сбербанк-АСТ;
- «Электронные торговые системы»;
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
- «Российский аукционный дом»;
- «ТЭК-Торг»;
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Специализированная торговая площадка– ЭТП «АСТ-ГОЗ» – представляет собой комплекс, предназначенный для проведения закрытых торгов, в данном случае относящихся области оборонных заказов. Эта платформа организована Сбербанком и государственной корпорацией «Ростех» в 2021 году.
Рассмотрение первых частей заявок
В соответствии с ч.1 ст. 54.5 44-ФЗ члены конкурсной комиссии должны изучить и оценить первые части заявок в течение 5 рабочих дней после того как срок подачи заявок закончился. А если НМЦ контракта не превышает 1 млн. руб. – то в течение 1 рабочего дня.
Как только все первые части заявок будут проработаны комиссией по закупке, готовится протокол, в котором указываются сведения в соответствии с ч.6 ст.54.5 44-ФЗ:
- идентификационные номера, закрепленные за каждой заявкой;
- дата, место и время их рассмотрения;
- порядок оценки допущенных заявок, если в документации указан показатель «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
- допущен или нет претендент на исполнение контракта.
Участнику может быть отказано в дальнейшем прохождении согласно ч.3 и 4 ст.54.5 44-ФЗ. Причиной отказа может быть:
- Непредоставление необходимой информации или предоставление ложной информации, которая требуется для участия в ОКЭФ согласно п.2 ч.4 ст.54.5.
- Несоответствие участника условиям и требованиям к первым частям заявок, которые указал заказчик (пп. «б» п.3 ч.4 ст.54.5 44-ФЗ).
- Указание конкретных сведений о претенденте, направившем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.
Конкурсная документация и запрос на разъяснение
Если у участников возникают какие-либо вопросы по конкурсной документации, они могут направить запрос на разъяснение положений оператору электронной площадки, но не позднее, чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. Таких запросов каждый поставщик может подать не более 3-х.
Заказчик отвечает на такой запрос в течение 2-х рабочих дней.
Заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. При этом он должен продлить срок приема заявок таким образом, чтобы оставалось не менее 10 рабочих дней.
Важно: изменение объекта закупки и увеличение обеспечения заявки не допускается.
Рассмотрение вторых частей заявок
Чтобы правильно подготовить вторую часть заявки, участник должен собрать необходимый список документов, который указан в ч.6 ст.54.4 44-ФЗ. То есть в состав второй части заявки должны входить:
- наименование участника, адрес, телефон, ИНН участника, учредителей, лица, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа;
- документальное подтверждение соответствия продукции нормам законодательства РФ (копии);
- декларация о соответствии единым требованиям в соответствии со ст.31 44-ФЗ;
- документальное подтверждение на право получения преимуществ (например, для представителей малого бизнеса);
- документальное подтверждение соответствия продукции положениям ст.14 44-ФЗ о национальном режиме (если данное требование указано в конкурсной документации);
- документы, служащие для выставления баллов по критериям (кроме информации о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки).
После оценки первых частей заявок конкурсная комиссия переходит к рассмотрению вторых частей. Срок оценки вторых частей заявок регламентирован – 1 рабочий день при НМЦ контракта до 1 млн. руб. и 3 рабочих дня при НМЦК более 1 млн. руб. (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).
Результат рассмотрения и оценки специалисты заказчика вносят в протокол (ч.7 ст.54.7 44-ФЗ):
- сведения о каждом претенденте на контракт;
- информация о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поступивших в рамках электронной процедуры по 44-ФЗ;
- какими критериями руководствовалась комиссия при анализе предложений потенциальных исполнителей;
- соответствует/не соответствует кандидат установленным в конкурсной документации требованиям (ч.3 ст. 54.7 44-ФЗ).
Предложение участника отклоняется комиссией за нарушение положений закона о контрактной системе. Участника дисквалифицируют за:
- не предоставление или предоставление ложной информации и документов (п.1 – 3, 7 ч.6 ст.54.4 44-ФЗ);
- несоответствие установленным в конкурсной документации требованиям (ч.1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
- не предоставление заказчику документов согласно п.5 ч.6 ст.54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст.14 44-ФЗ о национальном режиме.
Содержание извещения
Статьей 54.2 ФЗ № 44 закреплен полный и закрытый перечень сведений, которые включаются в уведомление о проведении закупки. Собрали их в таблицу.
Сведения | Содержание извещения по ст. 42, ч. 3 ст. 54.2 закона № 44-ФЗ |
О госзаказчике или спецорганизации |
|
О закупке |
|
О предмете тендера и условиях контракта |
|
Другие |
|
44-ФЗ разрешает заказчику редактировать извещение. Изменения вносятся не позднее чем за пять дней до окончания времени принятия участия в подобном тендере. Такое решение нужно выложить в ЕИС в течение одного дня с даты его принятия. Это указано в ч. 6 ст. 54.3, ч. 4 ст. 54.2 44-ФЗ.
Продлить срок приема заявок после корректировок нужно как минимум на 10 рабочих дней от даты размещения изменений в ЕИС.
ВАЖНО!
Когда меняете документацию, запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе.
Подведение итогов
После размещения итогового протокола в ЕИС открытый конкурс в электронной форме считается завершенным. Сотрудники организации заказчика составляют протокол на следующий день после того как оператор электронной площадки направил окончательные предложения о цене всех кандидатов.
В протоколе подведения итогов указывается информация обо всех лицах, участвующих в процедуре, об их допуске или отстранении, о соответствии заявок установленным критериям, о порядке анализа и оценки предложений участников и о присвоении номеров по убыванию (1-й номер присваивается наиболее привлекательной для заказчика заявке).
Заявкам, которые были проверены на соответствие требованиям и были допущены к торгам, присваиваются идентификационные номера.
За самым выгодным предложением закрепляется № 1. Однако если два и более участника подали одинаковые ценовые предложения, то № 1 присваивается тому, кто прислал предложение первым.
В ОКЭФ побеждает тот кандидат, который раньше остальных прислал заказчику самое выгодное предложение, и оно соответствует всем требованиям и условиям конкурсной документации (ч.14 ст.54.7 44-ФЗ).
О доступности бумаги
Закон 44-ФЗ предоставляет заказчику полномочия печатать уведомления в различных СМИ. Но при соблюдении условия, что извещение размещается и в ЕИС. Оговаривается срок публикации извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, делают это за 15 рабочих дней до даты, когда открывается доступ к электронным заявкам.
Основной принцип, заложенный в 44-ФЗ, — открытость и прозрачность проводимых процедур. Подразумевается, что обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о торгах.
Вот как выглядит печатная форма извещения о проведении конкурентной закупки в форме конкурса в электронном виде: