Главная / Госзакупки / 44 федеральный закон
Назад
Опубликовано: 23.08.2018
Время на чтение: 11 мин
0
598
Конкурс – одна из разновидностей госзакупки по нормам 44-ФЗ. Он предполагает размещение сведений о закупке и конкурсной документации в открытом доступе в ЕИС. На сегодняшний день это приоритетный способ определения поставщиков по ФЗ-44.
- Виды конкурсов по 44-ФЗ
- Отличие конкурса от аукциона
- Подготовка документации и публикация извещения о проведении конкурса
- Подача заявок
- Рассмотрение заявок
- Отмена закупки
- Повторный конкурс по 44-ФЗ
- Сроки хранения документации
Виды конкурсов по 44-ФЗ
Различают такие виды конкурсов по 44-ФЗ:
- открытый конкурс;
- закрытый конкурс (в том числе с ограниченным участием).
Правила проведения закрытого и открытого конкурса во многом совпадают. Но разница состоит в том, что в открытом конкурсе может принять участие любой желающий, тогда как для участия в закрытом конкурсе требуется приглашение. Приглашение для принятия участия в конкурсе рассылает потенциальным поставщикам заказчик. Информация о результатах проведения процедуры закрытым способом не подлежит публикации.
Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием состоят в том, что данная процедура предполагает дополнительный предквалификационный отбор участников.
При открытом конкурсе информация о госзакупке становится доступной широкому кругу лиц, а к ее участникам предъявляются стандартные единые требования. Заказчик всегда может проводить закупки путем открытого конкурса, кроме некоторых исключений, которые перечислены в ч. 2 ст. 48 ФЗ-44.
Процедура и особенности проведения открытого конкурса регламентируются ст. 48-55 44-ФЗ. Правила и случаи, когда есть необходимость проведения конкурса с ограниченным участием, содержатся в ст. 56 44-ФЗ, двухэтапного конкурса – в ст. 57 44-ФЗ, закрытого конкурса – ст. 84 44-ФЗ.
Проведение государственной закупки через открытый конкурс не допускается в следующих случаях:
- когда объект закупки перечислен в аукционном списке №471-р от 2021 года: в данной ситуации допускается закупать товары только путем электронного аукциона;
- при необходимости закупки технически сложных, высокотехнологичных и инновационных товаров, для заключения контрактов на культурные и исторические памятники, музейные экспонаты: такие закупки производятся через конкурсы с ограниченным участием;
- если объект закупки составляет государственную тайну или необходимо заключение контракта на проведение выставок, оказание услуг по страхованию и перевозку культурных ценностей, то нужно применять закрытую процедуру отбора поставщика.
В некоторых случаях заказчик вправе проводить вместо конкурса запрос котировок, предложений или закупки у единственного поставщика (перечень ситуаций для закупки неконкурентным способом прописан в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Одной из разновидностей конкурса является двухэтапный конкурс. Он имеет мало отличий от классического открытого конкурса за исключением того, что участники подают свои заявки в два этапа: на первом этапе они передают предложения по своей кандидатуре и подтверждения соответствия поставщика установленным требованиям. На втором этапе прошедшие предварительный отбор участники передают заявки с указанием ценового предложения.
Другим подвидом конкурса является совместный конкурс. Согласно ст. 25 44-ФЗ, для заказчиков предусмотрена возможность объединения и совместной закупки товаров не через несколько, а через единую процедуру торгов. Смысл такой закупки состоит в привлечении крупных оптовых компаний к участию и получение экономии бюджетных средств.
Преимуществом конкурса как способа закупки является то, что здесь определяющим становится фактор квалификации участников и качественным характеристикам закупки, а не только фактор цены товара, как при аукционе.
Различают две крупные группы критериев для оценки заявок за участие в конкурсе:
- Стоимостные критерии – это цена контракта, а также связанные с эксплуатацией товара расходы.
- Нестоимостные – это качественные характеристики, а также функциональные параметры.
В числе других достоинств можно выделить:
- определенные функции по проведению закупки допускается доверить специализированной организации;
- при проведении конкурса исключены технические сбои (как, например, при электронном аукционе).
При этом конкурс накладывает более высокую ответственность на заказчика за результат процедуры. Также он предполагает сложную и многоступенчатую процедуру проведения закупки по сравнению с другими способами.
Способы закупок по 44-ФЗ + таблица и сроки
Способы закупок, применяемых в контрактной системе, определяются статьей 24 Федерального закона №44 от 05.04.2013 года. Они делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные.
Неконкурентные закупки
Неконкурентными закупками называются закупки у единственного поставщика. Они могут осуществляться на различных основаниях, определенных статьей 93 Федерального закона №44. Чаще всего на практике встречаются закупки, которые производятся по следующим пунктам:
1. Пункт 1 статьи 93 — закупки у субъектов естественных монополий, могут осуществляться на любую сумму. Однако исполнитель/подрядчик/поставщик должен быть в обязательном порядке внесен в соответствующий реестр, который можно найти на сайте федеральной службы по тарифам: www.fstrf.ru. В противном случае осуществление закупки по данному пункту неправомерно.
Информация о закупке у естественных монополий размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с помощью извещения, данные о заключенном и исполненном контракте вносятся в соответствующий реестр. Пример закупки у единственного поставщика, являющегося субъектом естественной монополии может служить закупка с реестровым номером 0328300005215000001.
2. Пункт 4 статьи 93 — закупки до 100 тысяч рублей. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 500 тысяч рублей в год.
Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов. По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика. Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно.
Конкурентные закупки
Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, можно разделить на две группы: закрытые и открытые.
1. Закрытые закупки осуществляются в соответствии с требованиями статьи 84. Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми.
Для того, чтобы стать участником закрытого аукциона/конкурса нужно получить приглашение от заказчика. При этом до того момента, как документация будет размещена на официальном сайте, узнать о том что будет проходить закрытый конкурс/аукцион можно только из плана-графика, плана закупок или от самого организатора.
Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84. Пример закрытых торгов — конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107.
2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников. Информация о них размещается на официальном сайте, порядок проведения определяется соответствующими статьями Федерального закона №44. Виды открытых закупок:
- Запрос предложений, регламентируется параграфом 4 главы 3. Информация о нем размещается на официальном сайте. Заявки подаются заказчику в бумажном виде или направляются по электронной почте. Исполнитель/подрядчик/поставщик указывает не только цену, но и условия исполнения контракта. Пример запроса предложений — закупка с реестровым номером 0347300029316000013.
- Запрос котировок регламентируется параграфом 3 главы 3. Осуществляется по тому же принципу, что и запрос предложений. Однако заказчик принимает решение на основании единственного критерия — цены. Победителем будет признан тот, кто предложит меньшую.
- Электронный аукцион осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 3. Состоит из нескольких этапов: подготовка и размещение извещения и документации; подача и прием заявок; оценка первых частей заявок; аукцион; подведение итогов, оценка вторых частей заявок; заключение и исполнение контракта. Все, что связано с электронными аукционами, проходит в безбумажном виде. Определение победителя осуществляется на основании единственного критерия — цена.
- Конкурс. Бывает одноэтапным или двухэтапным, с ограниченным или неограниченным участием. Проводится в соответствии с требованиями параграфа 2 главы 3. Первое отличие аукциона от конкурса — заявки подаются не на площадку, а непосредственно организатору торгов (заказчик/уполномоченный орган) в бумажном виде или по электронной почте. Второе отличие — это порядок оценки заявок. Здесь критерием выступает не только цена, но и другие пункты, установленные заказчиком в документации.
Запросов котировок, аукционов и конкурсов на сайте zakupki.gov.ru представлено очень много, поэтому приводить примеры конкретных реестровых номеров не имеет смысла.
Внимание! В 44-ФЗ внесены масштабные поправки от 01.07.2018, которые обновляют перечень способов закупки и устанавливают новые сроки.
Регламентированные сроки в таблице
Этап процедуры | Способ осуществления закупки | |||
Запрос котировок | Аукцион | Открытый конкурс | Запрос предложений | |
Опубликование извещения о проведении закупки в ЕИС | При стартовой цене договора не достигающей 250 000 рублей документация размещается за 4 и более суток до даты передачи заявок. Если НМЦК превосходит 250000 рублей, то период продлевается до 7 суток (статья 74 часть 1) | Если стартовая цена не достигает 3 миллионов рублей, то документация выкладывается на всеобщее обозрение более, чем за неделю до даты момента финиша стадии передачи заявок. При НМЦК превосходящей 3 000 000 рублей период пролонгируется до 15 дней (статья 63 части 2 и 3, 65 часть 1) | Не менее 20 суток до даты финиша этапа передачи заявок (статья 49 часть 1) | Пять и больше дней до даты финиша времени передачи заявок (статья 83 часть 3) |
Участник запрашивает разъяснение документации | Не предусмотрено | Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4) | За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7) | Не предусмотрено |
Заказчик предоставляет ответ на запрос участника | Не предусмотрено | На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4) | В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть | Не предусмотрено |
Внесение корректировок в документацию о закупке | За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6) | За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6) | За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4) | Не предусмотрено |
Пролонгация периода передачи предложений | Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток. Если стартовая цена договора больше 250000 рублей – больше 7 дней (статья 74 часть 6) | При стартовой цене договора не достигающей 3 миллионов рублей срок пролонгируется так, чтобы до финиша передачи заявок осталось больше 7 дней. Если стартовая цена превосходит 3 миллионов рублей – 15 дней (статья 63 часть 6) | До даты конца передачи предложений должно сохраниться не меньше 10 дней (статья 50 часть 6) | Не предусмотрено |
Открытие доступа к предложениям участников для заказчика | В день конца стадии подачи заявок (статья 78 часть 1) | Первую половину заявки рассматривают в течение 7 дней (статья 67 часть 2). Вторую половину оценивают в течение трех дней после завершения торгов (статья 69 часть 5) | В день финиширования стадии подачи заявок (статья 52 часть 1). При этом срок рассмотрения и оценки предложений не должен превышать 20 дней (статья 53 часть 1) | При финишировании процедуры передачи заявок (статья 83 часть 9) |
Опубликование окончательного протокола в ЕИС | В день его подписания (статья 78 часть | Не больше суток с даты его визирования (статья 69 часть | Не позднее одних суток с даты его визирования (статья 52 часть 7) | На следующий рабочий день после момента завершения передачи окончательных предложений (статья 83 части 15 и 16) |
Итоговый срок оформления договора | Не менее недели и не более 20 календарных дней (статья 78 часть 13) | Не меньше десяти и не больше двадцати суток с даты выставления на всеобщее обозрение окончательного протокола (статья 70 часть 9) | Не меньше 10 и не больше двадцати суток с публикации окончательного протокола (статья 54 часть 2) | Не меньше недели и не более 20 суток (статья 83 часть 17) |
4.4444444444444 Рейтинг 4.44 (36 Голосов)
Отличие конкурса от аукциона
Именно конкурсы и аукционы являются наиболее конкурентными способами проведения государственных закупок среди заказчиков, которые финансируются из бюджетов государственного и муниципального уровня.
При открытом способе проведения конкурса и аукциона они позволяют широкому кругу поставщиков принять участие в закупке. Главным отличием между аукционом и конкурсом является критерий отбора победителя.
При аукционе определяющее значение принадлежит ценовому предложению поставщика: побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. При конкурсе побеждает участник, предложивший самое оптимальное условие исполнения контракта (т. е. здесь может учитываться не только цена, но и опыт работы поставщика на рынке, временные рамки и пр.).
Есть еще некоторые отличия между конкурсом и аукционом, которые следует учитывать поставщику:
- аукцион полностью проводится в электронном виде (от размещения информации до подведения итогов торгов), сведения о конкурсах также публикуются в ЕИС, но заявки на участие передаются в бумажном варианте, решение комиссии также имеет письменную форму;
- аукцион может предполагать плавное снижение ценового предложения, согласно установленному шагу от НМЦК; при конкурсе участник изначально указывает свое ценовое предложение, которое при желании в начале процедуры может изменить или отозвать.
Подготовка документации и публикация извещения о проведении конкурса
На предварительном этапе заказчик принимает решение о необходимости закупки, выбирает оптимальный вариант ее проведения; формирует конкурсную комиссию (при необходимости) и определяет ее состав и должностные обязанности; утверждает положение о комиссии и привлекает экспертов (если это требует закупка).
Далее заказчик может приступать к разработке необходимой документации. Первоначально заказчику необходимо внести объект в план закупок и предусмотреть его в плане-графике, а также обосновать данную закупку. Также определяется НМЦК и приводится ее обоснование.
Затем в ЕИС публикуется извещение о проведении открытого конкурса. Сроки для публикации такого сообщения составляют, как минимум, 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Закон ФЗ-44 позволяет заказчику публиковать сведения о заказе в Интернете или СМИ, но это, в отличии от публикации в ЕИС, необязательное условие для размещения заказа.
В техническом задании на поставку необходимо максимально подробно описать предмет заказа: какого вида, класса, марки требуется предмет, какому ГОСТу он должен соответствовать.
Заказчик должен подготовить извещение о проведении контракта и конкурсную документацию. В извещении на проведение контракта необходимо прописать следующие сведения:
- условия контракта;
- количество и характеристики объекта госзакупки;
- НМЦК;
- место и время получения конкурсной документации;
- способ подачи заявки на участие в конкурсе;
- список документов, который запрашивается от участника;
- сроки окончания подачи заявок;
- время и место распечатки конвертов с заявками;
- реквизиты для внесения обеспечения для участия в конкурсе;
- виды запретов и ограничений для участия в данной закупке;
- перечень льготных категорий участников и преференции для них;
- каким образом вносятся изменения в извещения о закупке.
В опубликованное извещение допускается вносить правки. При этом такие параметры опубликованного контракта, как объект госзакупки и размер обеспечения, изменять не разрешается. Правки в извещение могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке.
Конкурсная документация на проведение конкурса, которая подлежит размещению в ЕИС, должна включать в свой состав:
- название, подробная характеристика того, что закупается с обоснованием НМЦК;
- валюта, в которой определяется цена контракта, и по которой производятся расчеты с победителем;
- иногда прилагается инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе;
- информация о том, каким образом будет оцениваться заявка на участие в конкурсе, а также значимость различных критериев;
- сведения о способах отзыва заявки и порядок внесения в них изменений;
- размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (последняя имеет ограниченный срок действия);
- указание на возможность одностороннего отказа от контракта;
- техническое задание, содержащее все требования к предмету закупки.
Конкурсная документация по закрытым конкурсам не публикуется в открытом доступе и предоставляется по результатам поступления запроса от заинтересованного лица. За предоставление конкурсной документации может быть предусмотрена плата.
В конкурсную документацию также допускается вносить изменения, но не позже, чем за 5 дней до конца подачи заявок. Изменения должны быть опубликованы в ЕИС в течение одного рабочего дня. Также необходимо уведомить всех участников посредством заказных писем или электронной почты в течение 2 рабочих дней.
Конкурс с ограниченным участием
Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой. Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам. На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.
Когда проводится
Уже в самом названии процедуры содержится сообщение о дополнительном ограничении. И понятно, что любую закупку таким способом не провести, ведь суть системы госзаказа как раз в том, чтобы не было ограничения конкуренции. Но некоторые работы в рамках обеспечения государственных нужд должны быть произведены лицами, имеющими должный уровень квалификации. Поэтому любой желающий к участию в процедуре допущен быть не может.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Закупаются посредством «ограниченного» конкурса работы и услуги в двух случаях:
- Если они входят в перечень из постановления Правительства № 99 от 04.02.2015. В нем девять видов высокотехнологичных, сложных, инновационных и специализированных работ. Вот часть из них:
- строительные и ремонтные работы в сооружениях, которые являются сложными или опасными, а также федеральных дорог стоимостью более 150 млн рублей и муниципальных — дороже 50 млн рублей;
- захоронение ядерных отходов;
- организация детского отдыха;
- услуги по питанию в школах, больницах и так далее.
- Если они связаны с сохранением исторических и культурных памятников, реставрацией ценных документов и коллекций музеев. Также если закупаются работы, для которых нужен доступ к базам музеев, библиотек, архивов и так далее.
Особенности
Итак, главное отличие от простого открытого конкурса — наличие доптребований к участникам и особых оснований для проведения. Дополнительные требования перечислены в части 2 статьи 31 закона 44-ФЗ. В частности, это наличие:
- опыта исполнения работ;
- квалифицированных кадров;
- ресурсов — финансов или оборудования (в том числе владение им на правах аренды).
В заявках участники должны подтвердить документально, что соответствуют дополнительным требованиям.
В первые 10 дней после открытия заявок заказчик проводит предквалификационный отбор. Он подводит итоги, оформляет их протоколом и размещает его в ЕИС в течение 3-х дней.
Далее к участникам, прошедшим отбор, применяются правила отбора, предусмотренные для открытого конкурса. Заявки оцениваются по критериям, установленным в документации. На этом этапе нельзя учитывать дополнительные требования, установленные для предквалификации.
Что касается сроков, то они таковы:
- протокол оценки заявок должен быть опубликован не позже 10 дней;
- заключение контракта происходит не раньше 10 дней, но и не позже 20 дней после протокола;
- на обжалование дается 10 дней с даты появления протокола в ЕИС.
Подача заявок
Все заинтересованные в участии в конкурсе лица должны подать заявки на участие в конкурсе. При этом они должны соблюдать предусмотренные сроки подачи заявок и придерживаться рекомендованных форматов извещений.
Заявки допускается подать лично либо воспользоваться услугами Почты РФ или курьерской службой. Их можно передать для рассмотрения как заранее, так и в день вскрытия конвертов.
Заявка на участие передается в письменной форме и запечатывается в конверт. Типовая заявка для конкурса содержит следующие реквизиты:
- наименование и местонахождение юрлица (ФИО, адрес проживания и реквизиты паспорта для физлиц);
- сведения об учредителях физлица, членах исполнительного органа;
- ИНН;
- выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (которая запрошена не позднее, чем за 6 месяцев до размещения информации в ЕИС);
- нотариально заверенный перевод, если участник госзакупки является иностранным физлицом;
- копия решения о назначении руководителя;
- ценовое предложение;
- декларация, которая указывает на соответствие участника требованиям закупки: об отсутствии долгов по налогам и сборам; о том, что он не состоит в реестре недобросовестных поставщиков; о принадлежности субъекта к малому бизнесу; о непривлечении топ-менеджмента к уголовной ответственности и пр.;
- платежное поручение с отметкой банка, подтверждающая факт внесения обеспечения по контракту.
Листы оформленной заявки следует прошить и пронумеровать. Ее необходимо скрепить печатью и подписать участником закупки.
Каждый полученный в установленные сроки конверт заказчик обязан зарегистрировать и присвоить ему номер. Стоит отметить, что отсутствие сведений об участнике на самом конверте не служит основанием для отказа в его принятии.
Все поступившие с опозданием заявки подлежат возврату заявителю.
Рассмотрение заявок
Вскрытие конвертов с заявками должно происходить публично в те сроки, которые указаны в конкурсной документации. При этом должна вестись аудиозапись данного процесса.
Участники конкурса при желании могут принять участие во вскрытии конвертов, а также записывать на видео этот процесс. Непосредственно перед вскрытием их предупреждают, что они вправе отозвать свои заявки.
После распечатки каждого конверта организатору закупки следует огласить данные участника, наличие информации в заявке, которая предусмотрена конкурсной документацией, и предложенные условия исполнения контракта.
По результатам вскрытия всех конвертов составляется протокол. Его должны подписать все участники конкурсной комиссии. Данный протокол подлежит размещению в ЕИС.
Для подведения итогов конкурса у заказчика есть 20 дней. При проведении конкурса в сфере искусства, науки и культуры указанные временные рамки могут быть расширены еще на 10 дней. Но о необходимости увеличения сроков рассмотрения заявок требуется уведомить всех участников.
Решение допустить участника до конкурса или отклонить его кандидатуру созданная комиссия принимает на основании рассмотрения соответствия его конкурсной документации, достоверности представленных документов, обоснования цены контракта (для недопущения демпинга).
От участия требуется отстранить всех участников, предоставивших недостоверные сведения. Заявки, соответствующие требованиям конкурсной документации, оцениваются по утвержденным критериям.
Каждой заявке присваивается свой номер, наилучшему предложению присваивается первый номер и т. д.
Любой участник может обжаловать результаты конкурса в ФАС после предварительного уточнения результатов конкурса у заказчиков.
Правила оценки заявок, поступивших от участников закупки, содержатся в Постановлении 2013 года №1085. Согласно этому документу, определяются лучшие предложения, и разрабатывается система критериев для оценки заявок.
В этом документе содержится минимальное и максимальное значения удельного веса критериев для оценки заявок на участие.
При рассмотрении заявки оцениваются стоимостные и нестоимостные критерии. В число стоимостных критериев включают цену контракта; расходы на проведение ремонтных работ, эксплуатацию объектов или использования результатов работ; стоимости жизненного цикла товара; сумма затрат по энергосервисному контракту.
К нестоимостным критериям относят как те, которые связаны с качественными характеристиками предмета закупки, так и относящиеся к квалификации исполнителя. В первую группу попадают качество товаров или услуг, их функциональные и потребительские свойства, соответствие экологическим нормам.
В число критериев, которые относятся к исполнителю заказа, попадают:
- уровень квалификации трудовых ресурсов;
- опыт участника закупки по поставкам товаров или оказанию соответствующих услуг;
- обеспеченность участников материально-техническими ресурсами, наличие у них своих или арендованных мощностей для оказания услуг или выполнения работ;
- наличие необходимого числа трудовых ресурсов;
- деловая репутация участников.
Количество используемых для оценки критериев должно быть не менее двух, одним из которых является ценовой (в некоторых случаях – «стоимость жизненного цикла»). Сумма значимости всех критериев оценки должна составлять 100%.
Результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок оформляются в протоколе. Он составляется в двух экземплярах: один из них передается победителю, а второй остается на хранении у заказчика. Протокол необходимо направить победителю не позднее, чем через три рабочих дня после подписания протокола.
Подписать протокол должны все члены конкурсной комиссии на следующий день после рассмотрения заявок. Этот документ также подлежит опубликованию в ЕИС.
Не ранее, чем через 10 дней после публикации документа, но не позднее, чем через 20 дней необходимо подписать контракт с победителем.
Совместные закупки — что это такое и по каким правилам они проводятся?
При закупке двумя или несколькими заказчиками одной и той же продукции, они вправе проводить совместные электронные аукционы или конкурсы. В статье расскажем об особенностях такой закупки
При закупке двумя либо несколькими заказчиками одной и той же продукции они имеют право на проведение совместных электронных аукционов или конкурсов. Почему заказчики объединяются? Это экономически выгодно, поскольку крупная закупка будет более интересна потенциальным поставщикам, нежели контракт на незначительную сумму. Если же в процедуре будет участвовать значительное число участников, то они могут существенно снизить цену. В статье расскажем, как поставщикам принять в них участие и с какими особенностями придется столкнуться.
В соответствии со ст. 25 Закона № 44, разрешено проводить совместные электронные аукционы и конкурсы. Правительственным постановлением № 1088 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила, которые четко регламентируют проведение совместных аукционов и конкурсов (далее – Правила).
Какие товары являются «одними и теми же» для совместных покупок?
После проведения анализа «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в области закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд», утвержденного Президиумом ВС России 28 июня 2021 года, можно сказать следующее.
В целях проведения двумя или более государственными заказчиками совместных торгов одними и теми же товарами называют товары, имеющие единые родовые признаки либо составляющие комплект подобных товаров.
В соответствии с Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1), заказчиками был проведен совместный конкурс на закупку компьютерного и интерактивного оборудования: короткофокусных мультимедийных проекторов, интерактивных досок, документ-камер, настенных креплений для короткофокусных проекторов, многофункциональных устройств, интерактивных столов (учебных центров), ноутбуков, рабочих станций и систем голосования.
Антимонопольная служба признала действия заказчиков не соответствующими закону и противоречащими требованиям, содержащимся в Законе о контрактной системе (статье 25, части 1), так как закупаемые товары не включены в категорию «одни и те же товары».
При оспаривании решения антимонопольной службы заказчиками было указано, что указанные товары объединены в один лот, поскольку они имеют общее назначение и взаимосвязаны между собой технологически. Кроме того, в силу своих потребительских свойств и функциональных характеристик эти товары предназначаются для достижения общей цели – формирования заказчиками комплекса компьютерного и интерактивного оборудования, которое используется в учебном процессе.
Судом первой инстанции и апелляционным судом было отказано в удовлетворении требования.
В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 1, статья 25), при осуществлении закупки двумя или более заказчиками одних и тех же товаров (услуг, работ) такие заказчики имеют право проводить аукционы либо совместные конкурсы. Государственный контракт с победителем или победителями совместного конкурса (аукциона) заключает каждый заказчик.
Судами было отмечено, что при проведении аукционов и конкурсов эта норма позволяет обеспечить баланс между рациональным и эффективным использованием денежных средств, в том числе, дает возможность сократить издержки на проведение торгов, а также воспрепятствовать необоснованному ограничению количества участников закупок.
В контексте этой нормы, «одними и теми же товарами» надо считать товары, которые имеют единые родовые признаки (к примеру, классные доски, включая маркерные, меловые) либо составляющие комплект товаров (к примеру, «ученический стул-парта»). Между тем, товары, которые были заявлены в конкурсной документации заказчиками (ноутбуки, проекторы, интерактивные доски) не имеют единых родовых признаков.
Таким образом, если у заказчиков есть единая цель по оборудованию классов комплексами компьютерного и интерактивного оборудования, то это еще недостаточное основание для того, чтобы проводить совместный конкурс, предусмотренный Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1).
Включение в состав единого лота объекта закупки товаров (услуг, работ) которые функционально и технологически не связаны между собой, является административным правонарушением, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с КоАП Российской Федерации (часть 4.1, статья 7.30). То есть, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в размере 1 (одного) процента от НМЦК, но не меньше 10 тыс. руб. и не больше 50 тыс. руб.
Также необходимо отметить мнение Курганского УФАС, которое считает, что реализация права на проведение государственными заказчиками совместных закупок не может быть ограничена их территориальной принадлежностью при условии, что правила проведения закупки «одних и тех же товаров» были соблюдены. То есть, совместные закупки на поставку товаров (услуг, работ) заказчиками, которые расположены в районах, не имеющих общих границ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе в области закупок товаров (услуг, работ) для обеспечения муниципальных и государственных нужд.
Основания для проведения совместной закупки
Заказчики проводят совместные закупки после того как заключили между собой специальное соглашение, в котором определяется порядок проведения аукциона либо конкурса и взаимные права и обязательства заказчиков.Соглашение заключается до того, как будет утверждена документация о закупке. Сторонами соглашения определяются их права, обязанности, ответственность. Кроме этого, ими определяются полномочия, переданные организатору аукциона либо совместного конкурса.
Кто организатор проведения совместной закупки, и каковы его обязанности
После подписания заказчиками соглашения они должны обеспечить внесение в план-график информации о наименовании организатора закупки. Организатором совместного аукциона (конкурса) являются уполномоченные учреждения или органы, если они наделены полномочиями в соответствии с Законом № 44 (статья 26). Эти обязанности также может выполнять один из заказчиков. Основное условие заключается в том, что заказчики передают им часть своих полномочий, которые касаются организации и проведения совместного аукциона (конкурса) (письмо МЭР № Д28и-2496 от 9 ноября 2021 г.). При этом уполномоченное учреждение либо орган, на который возложены полномочия лишь по определению поставщиков, могут быть стороной соглашения только как организатор проведения совместной закупки.
Если организатором проведения совместной закупки выступает уполномоченный орган, то распределение полномочий в соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44 и заключенным соглашением не должно противоречить части 1 статьи 26 Закона № 44. Так, организатору нельзя предоставлять полномочия по обоснованию проведения госзакупок, определению условий государственного контракта и расчёту НМЦК. У организатора есть право привлекать на контрактной основе специализированные организации для выполнения функций по определению поставщика при проведении совместной закупки.
Комиссия по проведению совместных закупок
Организатором проведения совместной закупки утверждается состав комиссии, куда включаются представители заказчиков. С этой целью заказчики в адрес организатора направляют список кандидатур для включения в комиссию. Число представителей от каждого из заказчиков определяется объемом закупок организации в объеме совместной процедуры. Отметим, что заказчики имеют право предусмотреть в соглашении свой порядок, в соответствии с которым будет формироваться комиссия (Закон № 44, статья 25, часть 3).
Как проводится расчет НМЦК совместной закупки?
При проведении совместных закупок расчет и обоснование цены контракта каждый из заказчиков проводит самостоятельно. Получившиеся обоснование и расчет направляются организатору закупки. Затем им суммируются НМЦК всех заказчиков. Итоговая цена указывается в документации и извещении. При этом организатором включаются обоснования НМЦК каждого из заказчиков.
В соответствии с Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-22062/2017 от 15 февраля 2018 года, государственные заказчики не могут проводить совместные закупки у субъектов малого бизнеса в случае, если НМЦК более 20,0 млн. рублей.
Для каждого из тех государственных заказчиков, кто принимал участие в проведении совместной закупки, НМЦК была в пределах лимита, однако общая сумма составила больше 20,0 млн. рублей.
Арбитражный суд Северо-Западного округа принял следующее решение: поскольку победитель заключает государственные контракты со всеми госзаказчиками на общую сумму закупки, то в данном случае ее запрещено проводить у субъектов малого предпринимательства. При осуществлении совместной закупки под НМЦК следует понимать сумму НМЦК всех заказчиков. Раньше аналогичной позиции придерживались в Министерстве экономического развития РФ.
Если невозможно соблюсти требование, касающееся минимального объема закупок у субъектов малого бизнеса, в такой ситуации необходимо будет проводить несколько совместных закупок либо исключить одну или сразу несколько организаций из числа государственных заказчиков.
Как рассчитывается цена контракта, заключаемого с поставщиком?
По результатам проведения совместного аукциона или конкурса заказчик заключает контракт с победителем торгов по цене, которая пропорциональна доле НМЦК каждого из заказчиков в общей сумме максимальных (начальных) цен контрактов, для заключения которых была проведена совместная закупка.
Порядок обеспечения заявок при совместных закупках
При совместных закупках сумму обеспечения заявки участники должны перечислить на счет заказчиков, а не организатора (письмо МЭР Д28и-443 от 25 февраля 2015 г.).
В своем извещении организатор указывает размер обеспечения заявки и счет, на который участник должен перечислить денежные средства. Если с победителем не будет заключен контракт либо он не предоставит обеспечение, то обеспечение заявки останется у заказчиков пропорционально доле каждого из них. Поэтому извещение о совместной закупке (в части ее обеспечения) должно содержать реквизиты счетов каждого из заказчиков, но не организатора закупки (Закон № 44, статья 44, часть 13).
При проведении совместного конкурса у участника имеется возможность представить банковскую гарантию как обеспечение заявки. На данный момент законодательно не урегулирован порядок ее предоставления в этом случае. На практике в тексте банковской гарантии указываются в качестве Бенефициаров все заказчики, а также прописываются максимальный размер суммы обеспечения для каждого из них.
Как происходит заключение, изменение и расторжение контракта с победителем проведенной совместной закупки?
Каждый заказчик самостоятельно заключает контракт с победителем (победителями) совместного электронного аукциона или конкурса.
В случае признания совместной закупки несостоявшейся каждый из заказчиков сам принимает решение о возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком в соответствии с Законом № 44. Такая же автономность должна быть на всех этапах выполнения контракта. Изменение, расторжение контракта, а также подготовку и опубликование отчетов о выполнении контракта заказчики должны осуществлять самостоятельно. Это также касается контроля по Закону № 44 (статья 101).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие поставщиков в совместных закупках почти не отличается от участия в обычных конкурсах или аукционах по Закону № 44, так как основные изменения процедуры касаются по большей степени заказчиков.
Теги: совместные закупки,
07 ноября 2017
Количество просмотров: 7284
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 5/5 — 7 голосов
Похожие статьи:
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (102)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (98)
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (93)
Комментарии ()
Написать комментарий
Отмена закупки
ФЗ-44 допускает возможность отмены конкурса при необходимости. Порядок отмены закупки во многом зависит от того, было ли на этот момент размещено извещение о проведении конкурса. В случае если оно не было размещено, то соблюсти законодательные нормы для отмены закупки проще. Для этого требуется просто изменить план закупки согласно Постановлению Правительства №554 (если до размещения извещения осталось более 10 дней).
Ст. 36 ФЗ-44 допускает также возможность отмены конкурса не позднее, чем за пять дней до установленного срока подачи заявок.
Нарушение указанных временных рамок допускается, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (например, эпидемия, забастовки и пр.).
Повторный конкурс по 44-ФЗ
Конкурс признается несостоявшимся по следующим причинам:
- если в ходе рассмотрения поданных заявок они все были отклонены конкурсной комиссией;
- если подана только одна соответствующая требованиям конкурсной документации заявка;
- если по результатам рассмотрения заявок только одна из них соответствует требованиям.
В последних двух вариантах заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по результатам согласования такого решения с ФАС.
В случае отклонения всех заявок или уклонения единственного участника от подписания контракта, отказа ФАС в заключении контракта с единственным поставщиком требуется проведение повторного конкурса.
Он проводится в стандартном порядке и в соответствии с алгоритмом, который использовался при первичной конкурсной процедуре. О проведении повторного конкурса необходимо разместить извещение в ЕИС как минимум за 10 дней до окончания приема заявок.
При проведении повторного конкурса заказчик наделяется правом на увеличение НМЦК, но не более, чем на 10%. Также нужно изменить сроки проведения конкурса. Остальные параметры (в частности, предмет закупки, количество и объем поставляемого товара, требования к поставщикам) должны остаться неизменными.
При необходимости проведения конкурса закрытым способом заказчик должен повторно уведомить всех потенциальных поставщиков и пригласить их к закупке.
Если повторный конкурс также не приведет к заключению контракта, то заказчик наделен правом выбора другого способа закупки: например, через запрос предложений. Если заказчику необходимо изменить цену контракта более, чем на 10% или изменить объем закупки и вид поставляемого товара, то повторный конкурс не проводится. Вместо этого составляется документ об отмене закупки и формируется новая закупочная документация.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения – полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ: Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).