Тендерные площадки: какие бывают и их перечень


Что такое закрытые торги

Под закрытыми торгами понимаются закупки, проводимые по 223-ФЗ, поучаствовать в которых вправе не любой заинтересованный участник, а только специально приглашенное к участию лицо. Основные правила и порядок, в котором проводятся закрытые процедуры по 223-ФЗ, оговорены в ст. 3.5 этого Федерального закона.

В части 1 этой статьи указаны формы проведения таких тендеров:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • в иной форме, если она предусмотрена внутренним документом заказчика, регламентирующим его работы по 223-ФЗ, — положением о закупке.

Также в законе описаны следующие общие правила проведения таких тендеров:

  • проводить такие процедуры заказчик вправе в специально оговоренных случаях — если закупка закрыта — к тому имеются законодательно установленные основания;
  • информация о таких процедурах не публикуется в ЕИС;
  • в тендерах принимают участие не менее двух участников по приглашению заказчика;
  • допускается как электронный, так и бумажный формат проведения.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закрытые процедуры без ошибок.

  1. Как проводить закрытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ.
  2. Как проводить закрытый конкурс для закупки по 223-ФЗ (в том числе в электронной форме).
  3. Как проводить закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ.
  4. Каковы порядок и особенности проведения закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ.

Как подать заявку на участие в закрытом конкурсе в электронной форме по 223-ФЗ

Подача заявок — один из важнейших этапов участия в закупке. Результаты тендера напрямую зависят от правильности заполнения документации на участие в закрытом конкурсе и соблюдения сроков ее подачи. Начиная с первого июля 2021 г. действуют следующие правила:

Срок подачи заявок (с момента размещения документов в ЕИС):

Способ определения поставщика Срок подачи заявок, дней
Конкурс Не менее 15
Аукцион (ЭА) Не менее 15
Запрос котировок (ЗК) 5
Запрос предложений (ЗП) 7

Согласно ФЗ № 223 продление срока подачи заявок на закрытый конкурс возможно в случае внесения изменений в документацию. Даты при этом должны быть перенесены так, чтобы со дня внесения корректировок осталось не менее половины установленного законом времени для данного вида закупок. Допустим, срок подачи заявок по 223-ФЗ на аукцион — 15 дней. Тогда при подписании дополнительного соглашения до конца должно остаться не меньше 8 дней.

Правила для участников закрытого конкурса следующие:

  • требования одинаковы для всех;
  • один участник – 1 заявка;
  • предоставляются только достоверные сведения;
  • заявка может быть отозвана или скорректирована до момента окончания срока подачи.

Алгоритм формирования документов:

  • Тщательное изучение документации. При необходимости стоит отправить запрос на разъяснение, но не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания приема заявок. Для этого целесообразно воспользоваться электронной почтой, которая указана в документации. Допустимо и применение функционала ЭТП. Ответ будет размещен в ЕИС в течение трех дней (ч. 3 ст. 3.2).
  • Список документов и необходимых сведений, а также порядок их предоставления содержатся в документации заказчика.
  • Рассмотрение информации о поставляемых ТРУ. Оформление согласия на поставку или формирование конкретных характеристик.
  • Разработка ценового предложения. Процедура снижения НМЦ при ЭА происходит в сроки и в порядке, прописанные в документации.
  • Перечисление обеспечения или оформление банковской гарантии. Обеспечение устанавливается только при НМЦ, превышающей 5 млн руб. (ч. 27 ст. 3.2). Размер — до 5 % от НМЦ.

Как участник может подать заявку на закрытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ:

  1. Ему необходима ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3). С ее помощью происходит авторизация на электронной площадке.
  2. Он должен отсканировать документы, загрузить их на электронную площадку и подписать ЭЦП руководителя или сотрудника, имеющего доверенность на такие действия.
  3. В некоторых ситуациях процесс требует значительных временных затрат. Исходя из этого целесообразно инициировать его проведение заранее. Такой подход позволит не опоздать к назначенной дате.

Участие в закрытых тендерах представителей малого и среднего бизнеса возможно при условии наличия у них ЭЦП и прохождения процедуры авторизации. Для данных категорий предпринимателей предусмотрены следующие сроки направления заявительной документации:

  • конкурс — одна неделя, если начальная минимальная цена не превышает 30 млн руб., пятнадцать дней — в иных случаях;
  • ЭА — сроки такие же, как и для предыдущего случая;
  • ЗП — пять рабочих дней;
  • ЗК — четыре рабочих дня.

Исходя из положений 8 и 19 частей ст. 3.4, заявка обязательно содержит:

  • Сведения и документы, которые указаны в документации, включая бумаги, подтверждающие принадлежность фирмы к заявленной категории. К ним относятся выписка из реестра СМСП и декларация о соответствии.
  • Две части и ценовое предложение (для конкурса, электронного аукциона и запроса предложений). Первая содержит описание ТРУ; вторая— информацию об участнике и о соответствии требованиям, а также окончательное предложение.
  • Одну часть и предложение о цене (для запроса котировок). Пакет документов должен включать согласие на поставку ТРУ, а если предлагается эквивалентный товар — согласие и конкретные показатели, которые соответствуют значениям эквивалентности.

ВАЖНО! Нельзя вносить в первую часть данные об исполнителе или ценовое предложение, а во вторую — ценовое предложение.

Заявки на участие в закрытом конкурсе в электронной форме по 223-ФЗ рассматриваются в сроки, указанные в документации.

Тендер признается несостоявшимся в следующих случаях:

  • заявки отсутствуют;
  • поступила только одна заявка.

Правила определения победителя устанавливаются в документации. Закрытые закупки по 223 -ФЗ согласованию не подлежат.

Случаи проведения

В части 1 статьи 3.5 223-ФЗ перечислены следующие случаи, когда заказчик проводит тендеры, выбирая контрагента из числа специально приглашенных компаний:

  • закупка является гостайной;
  • закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности России;
  • когда проводится закрытая закупка товаров, работ и услуг из перечня, утвержденного правительством в соответствии с ч. 16 ст. 4 223-ФЗ;
  • приобретаемые заказчиком товары включены в перечень продукции машиностроения, составленный координационным советом правительства в соответствии с п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 223-ФЗ.

Когда проводится закрытый конкурс?

Закон 44-ФЗ устанавливает несколько оснований для проведения закрытого конкурса:

  • закупка товаров работ или услуг для обеспечения нужд, которые содержат сведения о государственной тайне;
  • закупка товаров, работ или услуг, документация которых содержит сведения, составляющие гостайну;
  • закупка услуг по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки);
  • закупка услуг по уборке помещений и услуг водителей, которые производятся в обеспечение деятельности судей и судебных приставов.

Порядок проведения

Федеральный закон устанавливает общие правила, как проводить закрытые закупки по 223-ФЗ, особенность закупок по этому нормативному акту состоит в том, что большая доля регулирования отдана непосредственно заказчикам. Каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, издает собственное положение о закупке, в котором подробно описывает порядок проведения тендеров и даже вправе устанавливать уникальные их формы, не перечисленные в законе.

КонкурсАукционЗапрос котировокЗапрос предложений
Порядок проведенияПорядок, как провести закрытые торги по импорту по 223-ФЗ, одинаков для конкурса и аукциона:
  1. Подготовка заказчиком необходимых документов: документации и извещения о проведении.
  2. Составление списка будущих участников. Если тендер имеет отношение к гостайне, важно помнить, что участник обязан иметь лицензию ФСБ для работы с секретными данными.
  3. Рассылка приглашений к участию. Разослать приглашения необходимо не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок. Необходимо как минимум два участника.
  4. Прием заявок на участие в запечатанных конвертах — при бумажном порядке проведения или через площадку — при электронном.
Порядок аналогичен конкурсному и аукционному, кроме срока рассылки приглашений. При организации запроса котировок разослать их необходимо не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок.Инструкция, как запустить закрытый тендер в форме запроса предложений, аналогичен конкурсному и аукционному, кроме срока рассылки приглашений. При организации запроса предложений разослать их необходимо не позднее чем за семь дней до окончания срока подачи заявок.
Содержание извещения и документацииВ извещении прописываются:
  • способ проведения тендера;
  • информация о заказчике;
  • предмет и условия будущего договора;
  • начальная цена;
  • как подавать заявки на участие, срок их приема.

В документации следует указать:

  • описание и требования к ТРУ;
  • требования к заявке на участие;
  • начальную цену тендера;
  • как предполагается производить оплату ТРУ;
  • требования к претендентам на договор;
  • срок приема заявок;
  • порядок, в котором пройдет закрытый конкурентный отбор;
  • иную информацию, необходимую для указания в соответствии с положением о закупке заказчика.
Требования к документам те же, что и при проведении конкурса, кроме того, что в аукционных документах указывается шаг аукциона.Все как и при организации конкурса.
Рассмотрение заявокПри проведении конкурса закрытый внутренний отбор по 223-ФЗ проводится по прописанным в документации критериям. По результатам каждого этапа рассмотрения составляется протокол. Побеждает тот участник, который при условии соответствия всем критериям предложил наилучшие условия исполнения договора.Рассмотрение заявок подытоживается протоколом. Побеждает тот участник, который, при условии соответствия требованиям заказчика, предложил наименьшую цену. Если в ходе торга цена снижена до нуля, побеждает тот, кто предложит наибольшую сумму за возможность заключить договор.Аналогично аукционному порядку.Аналогично конкурсному порядку.

Что такое открытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ

Прежде всего необходимо разобраться в терминологии.

Открытый конкурс (ОК) в электронной форме по 223-ФЗ представляет собой закупку, организованную в электронном формате на выбранной заказчиком площадке. Для размещения информации о нем используется Единая информационная система (ЕИС).

Электронная торговая площадка необходима для принятия и рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Закон 223-ФЗ не ограничивает список таких площадок в отличие от 44-ФЗ. На сегодняшний день их количество превышает 150.

Отличительная черта ОК в электронной форме – возможность подачи заявки любым участником, успевшим оформить документы в отведенные сроки. Этот вид закупки применяется в тех ситуациях, когда цена не является единственным или главным критерием выбора исполнителя. Для участия в ОК рассматриваются заявки, соответствующие условиям, содержащимся в документации. Конкурс признается состоявшимся только при наличии двух заявок и больше.

Согласно положениям 223-ФЗ для организации ОК в электронной форме необходимо формирование конкурсной комиссии. Ее состав может быть постоянным или меняющимся по мере необходимости.

Порядок осуществления

Напрямую механизмы закупок и этапы проведения запросов в Федеральном законе № 223 и других нормативных правовых актах не прописаны. Каждый заказчик самостоятельно устанавливает правила заключения договора, что закреплено третьей частью третьей статьи рассматриваемого закона.

Существует шесть обязательных этапов осуществления запросной процедуры:

  1. Первый этап – разработка условий приобретения услуг и товаров, а также основных требований к поставщикам.
  2. Второй этап – подготовка закупочной документации, размещение извещения о возможности заключить договора в Единой информационной систем. Здесь же фиксируются сроки направления заявок, требования к продавцу и поставляемому товару (услуге), условия выполнения договора и прочие важные пункты. Законодательство допускает возможность направления заказчикам дополнительных сообщений с уточнениями указанных требований, если какие-то пункты непонятны. При этом заказчик должен ответить всем лицам в письменном виде. На этом же этапе можно вносить изменения в извещение, которые тут же публикуются в ЕИС.
  3. Прием и проверка заявок, поступивших от поставщиков. Оценивать поданные предложения можно только по тем критериям, которые указаны в требованиях к закупке, размещенной заказчиком. Это закреплено шестой частью третьей статьи рассматриваемого закона.
  4. Выбор победителя. Поставщик определяется по критерию оптимальности условия исполнения контракта. Если обозначились два претендента с одинаковыми показателями, побеждает тот, кто подал заявку раньше.
  5. Опубликование протокола запроса предложений (по 223-ФЗ это регламентировано) в Единой информационной системе.
  6. Заключение договора с победителем.

Законодательная база

Главный нормативный правовой акт, регулирующий осуществление закупок услуг и товаров заказчиком, а также процесс проведения запроса предложений, — 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Каждая организация-заказчик должна на основании этого документа разработать Положение о закупках, актуальное для данного юридического лица.

Согласно ФЗ № 223, общие правила по запросу предложений определяют, что заказчик в обязательном порядке должен прописать, какие процедуры он использует в процессе выбора поставщиков, предоставляющих нужные ему услуги и товары.

В Положении также прописываются условия выбора запроса по предложениям. Согласно нормам законодательства, существует три варианта закупок:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос различных предложений.

Последний способ не является основным, в отличие от первых двух. Законодательные нормы устанавливают право заказчика на использование сравнительного метода по ценам. После того как способ определения поставщика выбран, его необходимо зафиксировать в плане проведения закупок.

Как и Положение о закупках, план должен быть составлен с учетом всех требований ФЗ № 223 и Постановления № 908, утвержденного Правительством РФ, в котором отражены правила размещения сведений о проводимых закупках в информационной Единой системе.

При размещении сведений важно указать в соответствующей графе плана закупок (способ закупки) вариант проведения закупочной процедуры: аукцион, конкурс или запрос предложений.

Алгоритм проведения процедуры

При участии в тендере на электронной торговой площадке, по 223-ФЗ, очень важно, чтобы там на сайте было размещено Положение по закупкам от того или иного заказчика. В этом документе должен быть зафиксирован весь алгоритм осуществления процедуры ознакомления с предложениями поставщиков, а также требования к проведению закупки.

В Положении отражаются следующие пункты:

  • подача письменных заявок;
  • форма составления предложений;
  • требования к заявкам;
  • отказ от закупки;
  • обеспечение заявок;
  • порядок принятия предложений от поставщиков;
  • критерии оценки и определения победителя;
  • последствия оформления закупки как несостоявшейся;
  • сроки для заключения сделки с победителем;
  • иные условия.

В процессе подготовки Положения по закупкам и регламента проведения запроса предложений, по ФЗ № 223, в открытой или закрытой форме заказчик обязан помнить, что помимо требований указанного нормативного правового акта ему необходимо также соблюдать правила Федерального закона № 135 в области антимонопольной политики.

При выборе в качестве варианта запроса по предложениям в открытой форме заказчик самостоятельно определяет критерии отбора участников. Наиболее удобным вариантом открытый запрос считается в тех случаях, когда заказчика интересуют не только ценовые критерии, предлагаемые поставщиком.

Основным требованием к проведению закупок в форме запроса является соблюдение сроков. Заказчику дается всего двадцать дней для того, чтобы поместить на сайте извещение о желании заключить договор до его подписания с выбранным поставщиком.

Чаще всего запрос вариантов предложений используется в случаях, когда начальная цена договора не превышает десяти миллионов рублей. Кроме того, особой популярностью этот способ пользуется у заказчиков, которые хотят иметь возможность в любой момент отказаться от проведения закупки без обременения.

При выборе способа осуществления мероприятия по закупке заказчики должны ориентироваться на опубликованные на сайте рекомендации Федеральной антимонопольной службы. Специалисты ФАС указывают, что такой вариант заключения сделок наиболее актуален при приобретении товаров для неотложных и срочных нужд, если начальная цена договора небольшая.

Разновидности

Согласно ФЗ № 223, при проведении запроса предложений можно охватить неограниченное число поставщиков. В этом случае такая форма закупки будет считаться открытой и доступной для всех желающих.

Принимать участие в закупке открытого типа могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям, указанным в документации по закупке.

В требования к поставщикам включаются следующие условия:

  1. Наличие лицензии, если этого требуют законодательные нормы, или иной вариант соответствия запросам заказчика.
  2. Организация не должна находиться на ликвидационной стадии.
  3. Деятельность поставщика не должна быть приостановленной по правилам КоАП РФ.
  4. Продавец не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Если закупки проводятся в форме закрытого запроса, следовательно, поставщиков приглашают в отдельном порядке. При этом данные о проводимой закупке в Единой информационной системе не размещаются.

В проведении закрытых запросов могут принять участие только те поставщики, которые прошли квалификационный отбор предварительного типа. Чаще всего такой вариант заключения сделок применяется, если заказчику необходимо приобрести уникальный или сложный с технической точки зрения товар.

В последнее время наиболее частым вариантом проведения закупок является запрос предложений в электронной форме. ФЗ № 223 предоставляется и такая возможность. Кроме того, в ближайшем будущем это будет единственная форма выбора поставщика для заключения договора. А письменный вариант будет отменен, согласно положениям Федерального закона № 503.

Запросы предложений в небумажном варианте осуществляются путем проведения тендера на электронной торговой площадке. 223-ФЗ определяет, что перечень площадок может быть не ограничен определенным списком, как в случае с закупками по ФЗ № 44.

Проведение электронных закупок является более удобным для заказчика в связи с тем, что позволяет автоматизировать всю процедуру выбора контрагента и заключения сделки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]