Главная / Госзакупки / 223 федеральный закон
Назад
Опубликовано: 09.09.2018
Время на чтение: 6 мин
0
809
Определение поставщика в рамках 223-ФЗ нередко происходит неконкурентным способом: через проведение закупки у единственного поставщика. Обычно исполнитель закупает товары и услуги прямым способом без конкурса, если закупка предполагается согласно разработанному положению и плану закупок.
- Понятие и определение закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
- В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика
- Пошаговая инструкция закупки
Чем они отличаются?
В прошлом году мы уже писали заметку о том, с какими трудностями сталкиваются поставщики, если ему приходится изучать «нормативку» по закупкам. Исходя из этого, мы сделали вывод, что без грамотного юриста участвовать в тендере не всегда представляется возможным. И если с 223-им законом все более-менее понятно, то 44-ФЗ – это настоящая мука, особенно для субъектов малого бизнеса.
Причина здесь достаточно проста: «Бюджетники» предъявляют более строгие требования по отношению к поставщикам, нежели большинство «частников». И это совершенно не удивительно: как ни крути, а любой муниципалитет, госструктура распоряжается не своими, а «народными» деньгами, если так вообще можно выразиться. Продать товар или услугу в бюджетное или казенное учреждение в качестве единого поставщика практически всегда невозможно.
- Во-первых, даже для самых «маленьких» закупок они разыгрывают конкурс.
- Во-вторых, не факт, что, даже выиграв тендер, поставщик получит свои деньги сразу после подписания акта выполненных работ. Государство деньги принимает охотно, а вот отдает их с большим трудом.
Еще одним камнем в огород 44-ФЗ можно считать то, что этот закон предусматривает торги только на определенных площадках. Все они хорошо известны (например, Сбербанк-АСТ, Электронные торговые системы, РТС-тендер и т.д.). Для индивидуального предпринимателя может быть экономически не выгодно регистрироваться на этих площадках, платить деньги за попытку принять участие в торгах, а затем, не получив ничего, прекращать попытки наладить отношения с «госбюджетом».
Куда проще вести дело с крупным, но частным бизнесом, ориентируясь на более «лояльные» формулировки в 223-ФЗ, где преимущественно описана сама необходимость проведения торгов, но не как не жесткие требования, предъявляемые к участнику тендера.
Единственный поставщик по 223 ФЗ: кто он
Для того чтобы проводить закупки по 223 Федеральному закону, предприятию необходимо разработать собственное Положение о закупках, утвердить его и опубликовать в оговоренные сроки. Если вы желаете в дальнейшем иметь возможность работать с единственным поставщиком по части контрактов, то этот аспект необходимо тщательно прописать в своем Положении. Но сделать это нужно таким образом, чтобы у проверяющих органов не возникало никаких к вам вопросов. Примерный перечень оснований для услуг единственного поставщика может быть следующим:
- Закупки услуг, товаров или работ на сумму не более 30%
- Возникновение форс-мажорных обстоятельств, требующих экстренного проведения закупки и не дающих времени на реализацию нормативной тендерной процедуры
- Дополнительная закупка товаров при наличии договора с поставщиком, предоставляющим соответствующие услуги и отсутствие необходимости искать другого
- Несостоявшийся тендер и отсутствие времени на его новую организацию
- Поставки товаров или услуг от поставщиков-монополистов – имеются в виду естественные монополии
- Заключение договоров на тепло-, газо-, электро, водоснабжение
- Закупки, связанные с обеспечением мобилизационной деятельности РФ
- Заключение договоров, связанных с профессиональной подготовкой, командировками и наймом операторов электронных площадок
- Заключение договоров гражданско-правового характера.
Сам себе режиссер
Исходя из этого, можно сделать вывод, что продать бюджетнику в качестве единственного поставщика возможно, но для этого нужно иметь «белоснежную» репутацию и возможность ждать оплаты около месяца, а то и больше, например, у РЖД так вообще отсрочка платежа может достигать 180 дней. Какой ИП на это согласится? В свою очередь, другой закон дает более реальные возможности проявить себя.
У многих организаций, которые проводят закупки через официальные площадки, заведено устанавливать лимит, не превышая который можно обойтись без рассмотрения сторонних коммерческих предложений. Большинство компаний предпочитают установить его на уровне 100 тысяч рублей. Формально, на площадке создается заказ, где указана потребность заказчика в приобретении продукции только у одной компании. Понятное дело, что желающих получить «быстрые» деньги появится достаточно много и, по сути, каждый из них также будет слать КП представителю заказчика.
Эти коммерческие предложения он имеет право не публиковать, а рассматривать в спокойной для себя обстановке. После того, как решение будет принято, наиболее удачливый поставщик будет извещен о намерении купить у него товар. Здесь не требуется оформление каких-либо бумаг, кроме как уставных документов (и то не всегда) и банковских реквизитов.
При этом при всем есть довольно много ситуаций, когда заказчики не ограничиваются одной сотней рублей, а в исключительных случаях увеличивают лимит до 500 тысяч или даже одного миллиона. Насколько это законно – не решаемся судить. Во всяком случае, такой подход к делу может вызвать у проверяющих органов подозрения.
- Согласитесь, что выглядит это немного странно. Складывается впечатление, что заказчик договорился со своим хорошо знакомым поставщиком и организовал для него такую возможность. Что ж, на наш взгляд, есть и куда более безопасные методы работы.
Составлять и вести учет коммерческих предложений, как неотъемлемой части тендерных процедур, удобнее всего в сервисе 1С облако. Привычный интерфейс программы, а также интуитивно понятный функционал, делают его незаменимым в работе коммерческой организации. Проведите бесплатный тест-драйв в течение 14 дней и оцените всего его преимущества!
Единственный поставщик «по факту», а формально – тендер
Нельзя с уверенностью утверждать, что только поставщики заинтересованы в «быстрых» продажах. Довольно часто случается так, что сами компании, искреннее желая как можно скорее обеспечить себя необходимой продукцией, идут навстречу продавцам и предлагают им довольно занимательную сделку. Те, кто давно работает с тендерами, хорошо знают эту фишку с «несколькими коммерческими предложениями». Как это выглядит на практике?
Предположим, существует некая организация под названием ЗАО «Тагилнефтепром». Их отдел снабжения остро нуждается в нескольких сотнях ремкомплектов для реконструкции резервного газопровода. Ранее они делали несколько закупок у двух организаций: ООО «Снабстроймаш» и ООО «Уралтехподдержка».
В последних продукция оказалась более высокого качества и по оптимальной цене. Более того, с ними у «Тагилнефтепрома» сложились доверительные партнерские отношения. Реконструируем диалог между представителями двух ?
– Сейчас посмотрю… Так… Вам на резервный нужно, ведь правильно?
«Все верно».
– Ну, с учетом того, что в прошлом году вы делали у нас хорошую закупку, можем предложить по стоимости 56000 рублей за штуку. Вам сколько нужно и к какому сроку?
«Нужно 230 комплектов. Желательно сделать поставку через 4 месяца»
– У нас где-то половина из этого объема лежит на складе. За несколько месяцев недостающие довезем. Будете брать?
«Да, мы хотим сделать закупку у вас. Ваши конкуренты называют, куда большую цену. Дело в том, что у нас будет открытый тендер, но мы бы хотели работать с Вами. Будьте так добры, вышлите, пожалуйста, ваше коммерческое предложение и еще несколько КП от других компаний с чуть большей стоимостью. Где-то через месяц вы выиграете этот тендер».
– Да, конечно, организуем. Ожидайте в течение недели.
Это достаточно популярный способ обхода требований 223-ФЗ, когда сам заказчик становится инициатором не совсем честной «схемы» – такое можно встретить сплошь и рядом. Отчасти ее существование и широкое распространение можно объяснить тем, что у двух компаний сложились очень «теплые» отношения.
Также это может быть связано с тем, что заказчик просто не хочет «запариваться» с проведением тендерных процедур, изучением предложений и соответствием заявленной продукции с ТЗ. Поставщикам это только на руку, т.к. получается, что официально разыгрываемый тендер, но на деле оказывается закупкой у того же самого единственного поставщика – не больше и не меньше.
27% от общего числа закупок в России осуществляется у единственного поставщика. Можно сделать вывод, что предельные суммы тендеров варьируются в среднем до 100 тысяч рублей, не считая аукционов, доля которых составляет 56%.
Закупка одноименных товаров, которые уже ранее приобретались по 223-ФЗ
Как работать с электронными торговыми площадками
Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2021 года по 1 января 2021 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений. Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Узнать больше
Закон № 223-ФЗ не ограничивает Заказчика в части осуществления закупок в течение какого-либо периода или «одноименности» товаров, работ, услуг. Если это не противоречит Положению о закупке Заказчика, то, считаем, он вправе заключать «прямые» договоры (с единственным поставщиком), в том числе на товары, работы, услуги, которые уже закупались по итогам конкурентных процедур, если в них появилась необходимость.
Основаниями проведения неконкурентной закупки являются лишь прямо предусмотренные положением о закупке случаи. Необоснованная закупка у единственного поставщика может рассматриваться антимонопольным ведомством как предоставление преимущественных условий для участия, что, в свою очередь, является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Внимание:
Необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) трактуется и как нарушение Закона № 223-ФЗ.
Требование об обоснованности закупки у единственного поставщика можно соотнести и с нормой ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), устанавливающей в качестве одного из принципов закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целевое и экономически эффективное расходование средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Ведь именно конкурентная закупка по своей сути призвана удовлетворить потребности наилучшим образом по наилучшей из предложенных цене. В случае признания заказчика нарушившим принципы Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать предписание об отмене результатов процедуры.
Минимизировать риск подобных претензий со стороны антимонопольной службы поможет фиксация в положении о закупках товаров, работ, услуг исчерпывающего перечня оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и экономическая целесообразность каждого из этих оснований.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»
Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России. Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ». Подписаться по акции >>
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.
Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.
Порядок проведения закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ
Организации, работающие по 223-ФЗ, создают собственный регламент проведения малых закупок. Заказчику необходимо:
- Направить предложение о сделке конкретному поставщику или исполнителю.
- Получить согласие и оформить договор.
Заключите договор с победителем закупки или с единственным поставщиком. Из рекомендации Системы Госфинансы узнаете, в какие сроки заключать договор, что прописать в условиях, какие правила предусмотреть в положении о закупке.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 года создан единый агрегатор, на котором размещаются данные о поставщиках и исполнителях, а также сведения об их товарах и услугах. Получатели средств федерального бюджета должны выбирать единственных поставщиков из представленного на агрегаторе перечня:
- с 01.11.2018 года – для покупки канцелярских товаров;
- с 01.03.2019 года – для приобретения всех работ и услуг.
Это еще один шаг к тому, чтобы сделать процесс закупок более прозрачным. К тем, кто работает по 223-ФЗ, таких требований пока не предъявляется, они могут пользоваться агрегатором в добровольном порядке. Какую информацию о договорах размещать в ЕИС, смотрите в рекомендации
Несколько закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
Ситуация: Можно ли осуществить несколько закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) {КонсультантПлюс}
Можно, если проведение закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика предусмотрено в положении о закупке.
Вместе с тем не рекомендуется проводить несколько таких закупок в отношении одноименных товаров (работ, услуг) в течение непродолжительного периода времени, поскольку это может повлечь негативные последствия для заказчика.
Законом N 223-ФЗ не ограничено количество закупок стоимостью не более 100 тыс. руб., которые можно осуществить у единственного поставщика. Соответственно, при их проведении следует руководствоваться условиями положения о закупке.
Не рекомендуем заключать несколько договоров стоимостью до 100 тыс. руб. с единственным поставщиком, если одновременно соблюдаются два условия:
- заказчик приобретает одноименные товары (работы, услуги) или совершает взаимосвязанные сделки в течение непродолжительного периода времени (например, на протяжении одного месяца заключает несколько договоров поставки одинакового товара);
- общая стоимость таких товаров (работ, услуг) или сделок превышает 100 тыс. руб.
В таком случае проведение закупок может быть признано нарушением ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ (см., например, Письмо Минэкономразвития России от 11.02.2015 N Д28и-205). Это может повлечь:
- наложение на заказчика штрафа;
- признание договоров недействительными по иску контролирующих органов или заинтересованных лиц (например, других поставщиков).