Составление приказов, распоряжений, докладных записок, рапортов, актов, объяснительных записок и иных документов — бесплатная юридическая онлайн консультация 24 часа


Обязательно ли отвечать на запрос о предоставлении информации

В компанию попадает различная корреспонденция — коммерческие предложения, приглашения, поздравления, рекламно-информационные материалы. Далеко не на все из них обязательно отвечать. Много бумаг присылают и государственные структуры. Когда они попадают в организацию, их разбирают, а особенно важные отправляют руководству. Одни нужны для ознакомления, а на другие требуется составить грамотный ответ.

Обязательно отвечают на документы, в которых содержатся:

  • запросы;
  • претензии;
  • просьбы;
  • распоряжения;
  • коммерческие предложения;
  • приглашения.

Чаще всего на практике встречается деловая корреспонденция в виде запроса. В таких официальных переписках текущие и возможные партнеры просят сведения о товарах, услугах, ценовой политике, сроках поставки и другое. Нередко официальный запрос составляют государственные структуры с требованием предоставить значимые сведения или документы.

В отличие от обычных писем-просьб, в запросах отправитель обосновывает требование о необходимости сведений. Например, ссылается на законодательный акт, который позволяет запрашивать важные деловые бумаги, данные об организации, сотрудниках и т. д.

По закону, их вправе требовать различные госструктуры:

  • судебные органы, когда рассматривается дело;
  • прокуратура, когда расследуют уголовные дела, проводят проверку по заявлениям граждан или по общему надзору;
  • адвокаты, когда собирают сведения для защиты своего клиента;
  • налоговая в ходе проверки выполнения законодательных норм;
  • Министерство обороны при проведении мероприятий по обороноспособности страны.

Организации не вправе игнорировать такие требования. Начиная деловую переписку, юридические лица обязаны знать, как ответить на письмо о предоставлении информации, — четко, подробно, грамотно и конкретно описать суть вопроса. Но не следует отвечать на любой запрос без разбора. Важно проверить, чтобы он был составлен правильно и с четким обоснованием и только тогда отвечать. Например, суды обязаны указать, в рамках какого дела нужна информация (написать номер, дату, рассказать суть вопроса). Прокуратура сообщает, в связи с чем проводится прокурорская проверка (название и номер документа, заявление гражданина или организации) и т. д.

ВАЖНО!

Нельзя забывать, что если вы сообщили секретные данные по необоснованному запросу, это чревато судебными тяжбами.

Если обратился гражданин, то вы обязаны предоставить письменный ответ на интересующие его вопросы. Это предусматривает п. 3 ст. 5 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом помните, что запрещено разглашать сведения, указанные в заявлении, без согласия гражданина. Но если вопрос не в вашей компетенции и перенаправлен в другой орган, это не считается разглашением (п. 2 ст. 6 ФЗ № 59).

Если в заявлении содержатся нецензурная брань, оскорбления и угрозы в адрес уполномоченных лиц, то они вправе оставить его без ответа. Если в заявке от гражданина не читается фамилия или адрес, то отвечать должностные лица не обязаны. Если фамилия ясна, но не видна суть вопроса, то в течение недели гражданину обязаны письменно сообщить об этом (п. 3 ст. 11 ФЗ № 59). Если в письме вопросы, на которые гражданину много раз отвечали, но новых доводов он не приводит, руководство вправе прекратить с ним переписку. И письменно сообщить ему об этом (п. 5 ст. 11 ФЗ № 59).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали вопросы судебной практики по административной ответственности за неисполнение требований по раскрытию информации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие виды писем ответов существуют, и каковы их особенности

На практике существует несколько видов ответов на запросы о предоставлении информации.

Они делятся на две группы:

  • Положительный ответ с предоставлением запрашиваемых данных – заявителю сообщается о принятом решении и сообщается та информация, которую он запрашивал;
  • Отрицательный ответ – заявителю представляется мотивированный отказ с подробным указанием причин принятого решения.

Отличие двух данных категорий ответов – их содержание. Например, при положительном решении дается не только полный ответ на заданный вопрос, но и максимально возможно вписывается вся информация по сути запрашиваемой информации. В результате, получив такой ответ, заявитель должен быть полностью им удовлетворен без лишних дополнительных вопросов.

Главная особенность, а также отличие данных разновидностей письма-ответа на запрос информации, кроется в его содержании. Так, составляя положительное письмо, необходимо дать максимально полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

В конечном итоге у обратившейся организации не должно оставаться вопросов по существу представленной информации. При формировании отрицательного ответа на запрос, наоборот, уклон делается на мотивирующую его часть, так как запрашиваемая информация по тем или иным причинам не будет представлена.

Если есть такая возможность, то в отрицательном решении дайте указание заявителю на адреса, куда ему следует обращаться за получением запрашиваемых данных.

Посмотрите видео. В каком виде представлять документы по требованию налоговой?

В какие сроки готовить ответ

Все зависит от конкретной корреспонденции. Для частных организаций четких сроков не предусмотрено. Государственные учреждения обычно отмечают либо дату либо период, в течение которого требуется предоставить информацию. При переписке с контрагентами стоит ориентироваться на договор. В нем обычно прописано, сколько дней отводится для ответа. Если срока не указано, смотрите на суть вопроса. Если корреспонденция важная, обычно рекомендуется предоставлять информацию не позже чем в течение 3-7 дней.

Что касается обращений граждан, то установлены конкретные сроки. В течение 3 дней его письменное обращение обязаны зарегистрировать. Если в компетенцию получателя эти вопросы не входят, то на переправку в другой орган дается не более 7 дней (ст. 8 ФЗ № 59). Столько же предусмотрено и для отправки уведомления о том, что требуемые сведения указаны на официальных сайтах. На рассмотрение обращения дается 30 дней (ст. 12 того же закона).

Управляющие компании обязаны предоставлять контакты, наименование организации и должностных лиц, сведения о тарифах, нормативах потребления и др. на следующий день после обращения. В течение 3 рабочих дней обязаны предоставить сведения о показаниях общедомовых счетчиков, копии актов о причинении вреда здоровью гражданина, о нарушении качества предоставляемых услуг, о проверке нарушений и т. д. (пункт 34 постановления правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Как составить ответ на претензию, чтобы не платить неустойку?

Требование уплаты неустойки, согласно п. 2 ст. 330 ГК, не может исходить от стороны гражданско-правовых отношений, если вторая сторона не несет ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий договора. Среди обстоятельств ― оснований для освобождения от уплаты неустойки могут быть:

  • виновные действия кредитора;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • действия или бездействие иных лиц, за которые лицо ответственности не несет (например, когда поставщик заказчика в соответствии с заключенным с ним договором должен был поставить необходимый для начала проведения работ материал и не сделал этого).

Следовательно, во избежание безосновательной уплаты неустойки в ответе на претензию должна быть указана ссылка на норму ст. 330 ГК, а также описаны послужившие причиной невыполнения обязательства в срок обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности (непредставление документов заказчиком, неперечисление предусмотренного договором аванса, стихийные бедствия и т. п.).

Образец претензии по неустойке вы найдете здесь.

Первый шаг, чтобы ответить на письмо

В любой электронной почте есть кнопка «Ответить». Чтобы ее найти, следует в почтовом ящике открыть письмо. Кнопка для ответа, как правило, находится в правом или левом верхнем углу, а также она дублируется в конце письма. Получается, что в полученном письме есть две кнопки для ответа. Достаточно нажать один раз на любую из них и после этого сразу писать ответ на полученное письмо.

Ниже показано, где искать кнопку «Ответить» на примере трех почтовых ящиков: Яндекс.Почта, Майл ру почта, а также Гугл почта. В каждой почте кнопка для ответа выделена красной цифрой 1.

Если открыть письмо в Яндекс.Почте, можно увидеть, что одна кнопка для ответа находится в левом верхнем углу, а другая имеется в конце письма. Обе кнопки выделены красной цифрой 1 на рис. 1.

Почта Майл ру в открытом письме с двумя кнопками «Ответить» показана ниже на рис. 2:

В Гугл почте имеются ссылки «Ответить» в правом верхнем углу и в конце открытого письма (рис. 3).

Как написать письмо-ответ?

Письмо-ответ является деловым письмом, которое составляется в ответ на официальный запрос либо письмо-просьбу. Такое письмо может содержать как положительное, так и отрицательное решение (в этом случае это письмо-отказ).

Поскольку речь идет о деловой переписке, существует ряд определенных правил, которым необходимо следовать при составлении письма:

  • Оперативность ответа.

В случае получения письма-просьбы или запроса, необходимо как можно быстрее дать официальный ответ. Промедление может, во-первых, выставить вашу организацию в невыигрышном свете и дать вашим компаньонам или клиентам повод считать вас ненадежным партнером. Во-вторых, несвоевременный ответ зачастую приводит к более серьезным последствиям: срыву поставок, нарушению договорных условий и др.

  • Правильное оформление.

Любое деловое письмо должно оформляться на фирменном бланке организации (если таковой имеется), содержать все требуемые реквизиты обеих сторон и выходные данные документа (полное название организаций, адреса, ОРГН, ИНН, регистрационный номер, дата составления, подпись, указание исполнителя и пр.).

  • Точность формулировок.

Письмо-ответ является композиционно и тематически зависимым документом по отношению к запросу, непосредственно в ответ на который оно составляется. То есть, в ответе должны содержаться те же термины, формулировки, совпадать основные смысловые аспекты и сохраняться последовательность изложения. Также в обязательном порядке должна быть ссылка на первичный документ. Однако не стоит забывать и о грамотности изложения. Если вдруг в инициативном документе содержатся грамматические и пунктуационные ошибки, переносить их в текст ответа не следует.

Как упоминалось выше, письменный ответ может содержать положительное или отрицательное решение. В первом случае ответ должен повторять содержание письма-запроса и включать в себя определенные устойчивые формулировки. К примеру: «В ответ на запрос вашей компании о … сообщаем/ направляем/ предоставляем информацию … и пр.». Далее же следует изложение сведений, которые запрашивались у вас.

Что касается отрицательного ответа, такое письмо строится следующим образом:

  • содержание запроса (можно выразить благодарность за обращение в вашу компанию);
  • причины отказа предоставления данных или удовлетворения другой просьбы;
  • констатация отклонения предложения либо отказа.

При отказе следует использовать вежливые формулировки, чтобы не обидеть отправителя запроса. Возможные варианты: « К нашему глубокому огорчению …», «Вынуждены с сожалением сообщить», «К сожалению, наша компания не имеет возможности воспользоваться вашим предложением …».

Помимо этого, рекомендуется в случае отказа на запрос каких-либо сведений сообщать адресату данные о тех организациях, которые в состоянии предоставить требуемую информацию, когда и при каких условиях они могут это сделать (если вы располагаете соответствующими данными).

Образец документа: Письмо-ответ

Если у вас остались вопросы по данной теме, вы можете задать их в комментариях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: