Понятие, состав водного фонда. Государственное управление водным фондом.


Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Понятие и характеристика водных объектов

Определение 1
Водные объекты – это природные или искусственные водоемы, водотоки или иные объекты, временное или постоянное сосредоточение вод в которых обладает характерными формами и признаками водного режима.

При этом под водном режимом понимают изменение в течение времени уровня, объема и расхода воды в водных объектах.

Всю совокупность водных объектов по критерию особенностей их режима, морфометрических, географических и прочих характеристик можно разделить на две группы:

  • во-первых, водные объекты поверхностного характера;
  • во-вторых, водные объекты подземного характера.

В состав водных объектов поверхностного характера включаются:

  • моря или отдельные части морей, в том числе заливы, лиманы, бухты, проливы и прочее;
  • такие виды водотоков как каналы, ручьи, реки;
  • такие виды водоемов как пруды, водохранилища, озера и обводненные карьеры;
  • болота;
  • выход вод подземного характера природного типа, в том числе гейзеры и родники;
  • снежники и ледники.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Право муниципальной собственности на водные объекты 440 руб.
  • Реферат Право муниципальной собственности на водные объекты 260 руб.
  • Контрольная работа Право муниципальной собственности на водные объекты 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Водные объекты поверхностного характера включает в себя поверхностные воды и покрытые ими земли в границах береговой линии.

Определение береговой линии различается для водных объектов разного типа:

  • береговая линия для морей определяется постоянным уровнем воды, или при периодическом изменении этого уровня в соответствии с линией максимального отлива;
  • береговая линия каналов, ручьев, рек, озер, обводненных карьеров определяется средним многолетним уровнем воды в период отсутствия льда;
  • береговая линия водохранилищ и прудов определяется в соответствии с нормальным подпорным уровнем воды;
  • береговая линия болот определяется в соответствии с границей залежей торфа на нулевой глубине.

Водные объекты подземного характера включает в свой состав:

  • во-первых, бассейны подземных вод;
  • во-вторых, горизонты водоносные.

Замечание 1

Определение границ водных объектов подземного характера регулируется законодательством о недрах.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Автор статьи

AZ-libr.ру

Статья 8. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица находятся пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположен такой водный объект.

4. Пруд,обводненный карьер указанные в части 3 настоящей статьи,могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков,в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Комм. Калиниченко Т.Г.

1. Общий обзор статьи.

Комментируемая статья состоит из 6 частей. Она существенно сокращена по сравнению с нормами о праве собственности на водные объекты по сравнению с нормами Кодекса 1995г. Ранее положения о праве собственности содержались в главе о праве собственности и других правах, на водные объекты, включавшей 9 статей, посвященных содержанию, понятию права собственности, праву собственности. Согласно статье 8 нового Водного кодекса все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в госу дарственной (федеральной) собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому или даже частному лицу. Правда, при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненный карьер в пределах береговой линии. Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом в статье 7 Федерального закона о введении Водного кодекса в действие установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, — федеральной собственностью.

2. Правовые основания права собственности на водные объекты.

Они содержатся в двух отраслях законодательства: гражданском и водном. По пункту 3 cт.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно пункту 3 cт.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что гражданское законодательство определяет общее содержание права собственности на водные объекты, а водное — его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации правомочий собственника водных объектов.

3. Содержание полномочий собственников водных объектов.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Что касается особенностей содержания права собственности на водные объекты, то они, как упоминалось, предусмотрены водным законодательством.

Часть 2 комментируемой статьи отражает основную особенность содержания права собственности на водные объекты как объекты природы. Эта особенность состоит в том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Однако вода, так же как земля, лес, недра, животный мир, является природным ресурсом, имеющим огромную экономическую ценность. Вода абсолютно необходима для существования человека. Это возобновимый природный ресурс, поскольку вода постоянно поступает снова в природную среду в форме выпадения осадков. Вода может использоваться не один раз, поскольку те же самые молекулы воды могут быть использованы и сброшены одним пользователем, а затем стать источником потребления для другого пользователя. В силу этих обстоятельств нормы водного права не конструируются путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты аналогично праву собственности на землю. Водные объекты, как объекты гражданских прав, применительно к таким как пруды и обводненные карьеры, находящиеся в частной собственности, относятся в соответствии со статьей 130 ГК РФ к категории недвижимого имущества. Комментируемая статья конкретизирует, следовательно, пункт 2 ст.214 ГК РФ, который предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Указанное положение представляет собой не что иное, как презумпцию нахождения водных объектов в федеральной государственной собственности. Таким образом, в статье закреплены формы и виды права собственности на водные объекты. Это отражает исторически объективно сложившееся положение о существовании двух основных форм права собственности: публичной и частной. К публичной собственности относится все то имущество, включая землю и связанные с ней природные объекты, которое не относится к частной собственности. Это все водные объекты, находящиеся в федеральной государственной, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

4. Значение статьи.

Надлежащее правовое регулирование отношений собственности на водные объекты имеет принципиальное значение для их рационального использования и охраны. От правильного выбора правовой модели и методов регулирования, установления справедливого соотношения публичных и частных интересов в сфере отношений собственности на водные объекты и их водные ресурсы зависит в немалой степени в целом достижение целей, поставленных перед водным законодательством Российской Федерации. Это особенно актуально в условиях переходного периода к рыночной экономике и устойчивому развитию. Базируясь на части 1 ст.9 Конституции Российской Федерации, согласно которой водные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, новый Водный кодекс предусмотрел единственно возможную в Российской Федерации форму собственности на водные объекты — федеральную государственную.

Статья 8 в части 2 устанавливает исключение: пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

5. Признаки публично-правового характера права собственности на водные объекты.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:

а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты — таковыми может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;

б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.

Это означает, что водные объекты не могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации

6. Коллизии правового регулирования и их решения на практике.

В Водном кодексе не устанавливается запрет на передачу водных объектов, находящихся в федеральной государственной собственности, в собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Это свидетельствует о существенном ограничении права федеральной государственной собственности на водные объекты, в частности правомочия распоряжения. Важнейшим признаком права собственности на водные объекты является то, что они, кроме прудов и обводненных карьеров, исключены из гражданского оборота. Однако в комментируемом Кодексе не установлен запрет продажи, залога и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов (исключение составляют лишь права пользования водными объектами, которые могут переходить от одного лица к другому в случаях, предусмотренных данным Кодексом). Закрепленная в Водном кодексе неизменная принадлежность водных объектов только к федеральной собственности должна исключать какие бы то ни было споры о субъекте права собственности на водные объекты, прежде всего споры между субъектами права государственной собственности на водные объекты, т.е. между Российской Федерацией и ее субъектами.

7. Юридические последствия.

Наличие и объем федеральной собственности на водные объекты предопределяет существование особого правового титула — права пользования федеральными водными объектами, которое имеет как имущественную, так и неимущественную природу. Имущественная природа права пользования водным объектом состоит в том, что специально уполномоченный государственный орган заключает договоры водопользования с гражданами и юридическими лицами. Неимущественные отношения возникают в связи с вынесением разрешений на пользование как правоотношения административно-правового типа, в которых орган государства является ведущим, властвующим субъектом правоотношения.

Таким образом, договорный административно-правовой порядок предоставления водных объектов в пользование обусловливает как имущественный, так и неимущественный характер права пользования ими. В обоих случаях орган государственной власти в данных правоотношениях выступает от имени федеральной власти как собственника водных объектов и одновременно как субъект, обладающий территориальным верховенством.

7. Приоритет в правовом регулировании отношений собственности на водные объекты норм водного законодательства перед нормами гражданского законодательства.

Гражданское законодательство устанавливает лишь общие положения права собственности наводные объекты. Водные объекты могут быть причислены к предметам, составляющим категории имущества, вещей в гражданско-правовом смысле. Согласно цивилистической науке право собственности может возникнуть только лишь на предмет материального мира, признаваемый вещью. Таким образом, водное законодательство как публично-правовая отрасль, используя присущие ему правовые средства, способно обеспечить надлежащее правовое регулирование отношений федеральной собственности на водные объекты, соблюдая при этом общественный интерес.

Российская Федерация как собственник водных объектов, наряду с правом на получение доходов от их эксплуатации, несет обязанности по охране, восстановлению, организации рационального и комплексного использования принадлежащих ей водных объектов, а также по охране окружающей природной среды в процессе их использования.

8. Закрепление за водными объектами федерального статуса собственности.

Поскольку таковое означает закрепление публично-правовой разновидности собственности, оно тем самым предполагает и ограничения права федеральной государственной собственности на водные объекты. Это достигается путем распространения на пруды и обводненные карьеры права собственности субъекта Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц.

9. Запреты и ограничения и их эффективность.

Право федеральной государственной собственности на водные объекты предполагает осуществление постоянного и эффективного контроля со стороны гражданского общества за реализацией государством правомочий по владению, пользованию и распоряжению водными объектами в публичных интересах. Между тем Водным кодексом не установлен запрет, адресованный Российской Федерации,отчуждать водные объекты, а также на произвольное уничтожение, изменение целевого назначения или свойств водных объектов, что влечет утрату ими признаков, характерных для объектов общественного достояния и способности удовлетворять общественные нужды. Отсутствует и обязанность государства предоставлять водные объекты для пользы отдельных лиц при условии соблюдения ими прав всех и каждого на пользование этими объектами. Например, предоставление водного объекта в пользование конкретному юридическому лицу в целях промышленного водоснабжения или рекреации и последующее его использование в указанных целях не должно препятствовать осуществлению общего (общедоступного) водопользования граждан и юридических лиц.

В числе ограничений права государственной собственности на водные объекты можно также указать обязанность государства предоставлять их в пользование отдельных лиц по возможности на конкурсной основе и при условиях, наиболее отвечающих требованиям соблюдения интересов всех членов общества. При этом коммерческий (экономический) интерес государства должен уступать место иным интересам — экологическим, социальным, культурно-просветительским, оздоровительным, т.е. непосредственным интересам человека.

Таким образом, государство, не теряя полностью правомочий собственника водных объектов, должно ограничивать эти полномочия правовыми установлениями, выражающими совокупный общественный интерес в использовании этих объектов, и неукоснительно подчиняться им.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]